Программа без обеспечения
Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в Иркутской области на 2011–2015 годы принята в декабре прошлого года. Она предусматривает снижение потребления топлива на производство всех видов энергии на треть, на что в течение пяти лет будет потрачено около 15 млрд. рублей. Однако разработчики документа опасаются, что в 2011 году его реализация будет сорвана: необходимые для этого средства не предусмотрены в бюджете Иркутской области, а министерство финансов региона до сих пор не согласовало программу.
Согласно федеральному закону об энергосбережении и повышении энергоэффективности, принять региональные программы энергосбережения власти субъектов РФ должны были до 1 августа 2010 года. Решение о её разработке в Иркутской области было принято ещё в конце января прошлого года на заседании областного правительства, на нём же было объявлено о том, что разработку возьмёт на себя Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН. Губернатор региона Дмитрий Мезенцев даже предложил директору института Николаю Воропаю совершить «научный подвиг» и подготовить концепцию областной программы энергосбережения к марту. «Мы так и сделали, но по не зависящим от нас причинам она была утверждена только в мае-июне», – рассказал «Сибирскому энергетику» заместитель директора по науке Института систем энергетики Валерий Стенников. Дело в том, что в Иркутской области существует порядок подготовки долгосрочных целевых программ, по которому с их концепциями должны ознакомиться все министерства регионального правительства, потом их замечания должна рассмотреть специальная комиссия, и только после этого переработанный документ направляют на утверждение губернатору.
После того как была утверждена концепция, сроки принятия самой программы энергосбережения неоднократно сдвигали. Сначала в качестве даты называли середину сентября, затем региональные власти передвинули её ещё на два месяца, объяснив это тем, что необходимо дождаться принятия аналогичного документа на федеральном уровне. В итоге областная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011–2015 годы с перспективой до 2020 года» была утверждена губернатором только 2 декабря.
«Её разработка сама по себе заняла не так много времени – в пределах полутора-двух месяцев, – но для этого нам нужно было иметь на руках программы или хотя бы перечни мероприятий по энергосбережению от муниципальных образований, – отметил Валерий Стенников. – Весь июнь мы проводили семинары с муниципалитетами, на которых давали им информацию о том, как это сделать, и в итоге получили от них документы только в сентябре-октябре, а некоторые присылали нам их даже в ноябре». Вдобавок конкурс на разработку областной программы был объявлен лишь в августе, а его итоги подвели в сентябре. «Отсюда и причина задер-жки», – заключил учёный.
Счёт на миллиарды
Цель, которая заявлена в долгосрочной целевой программе, достаточно амбициозна: за пять лет на 20% сократить объём топлива, используемого для выработки электричества, тепла и подачи воды. Затраты на её достижение составляют примерно 15 млрд. рублей, из которых 2 млрд. рублей приходится на долю бюджетов всех уровней. Остальные 13 млрд. рублей – это средства частных компаний, кредиты и деньги населения. Как заверил Валерий Стенников, эти расходы приняты на основе программ энергосбережения компаний и должны быть заложены в их бюджетах на ближайшие пять лет. Он также обратил внимание на тот факт, что в областной программе энергосбережения предусмотрены мероприятия, которые окупаются максимум за четыре-пять лет, то есть «укладываются в рамки положений, действующих в банковской сфере при предоставлении кредитов».
Значительная финансовая нагрузка ляжет на население. В 2011 году одни только жилые дома, подпадающие под действие закона об энергосбережении (потребляющие менее 5 кВт мощности или 0,2 Гкал тепловой энергии в час), необходимо оснастить 95 тыс. общедомовых приборов учёта тепла и электричества. А индивидуальных счётчиков энергоресурсов разных типов, обязательный срок установки которых истекает 31 декабря 2011 года, требуется более двух миллионов штук. Затраты на их приобретение и монтаж оцениваются в поистине фантастическую цифру – 10 млрд. рублей. В то же время в бюджетных организациях необходимо установить 2,4 тыс. счётчиков разных типов, для их установки и проведения обязательных энергетических обследований зданий необходимо 420 млн. рублей. Впрочем, затраты, которые требуются для снижения к 2020 году энергоёмкости валового регионального продукта Иркутской области на 40% (требование о сокращении этого показателя, касающееся ВВП России и, соответственно, ВРП её регионов, содержится в указе президента РФ от 4 июня 2008 года. – «СЭ»), составляют ещё более впечатляющую сумму – 40 млрд. рублей. Это почти в 1400 раз больше, чем было затрачено на энергосбережение из областного бюджета в 2009 году – 29 млн. рублей.
При этом установка приборов учёта, которая является лишь стимулом к повышению энергоэффективности, – только одно, хотя и весьма дорогостоящее, направление областной программы. В ней также заложены меро-приятия по энергосбережению в жилищном комплексе и коммунальном хозяйстве, снижению потребления энергоресурсов в бюджетной сфере, развитию возобновляемой и нетрадиционной энергетики. В последнем случае речь идёт о реализации пилотных проектов по использованию энергии ветра и солнца, например, на побережье Байкала, в частности, в районе Малого моря. Солнечные и ветровые электростанции могут использоваться и для энергоснабжения объектов, обеспечивающих стационарную и мобильную связь в отдалённых территориях. В качестве нетрадиционных источников энергии рассматриваются и малые газотурбинные установки, но их строительство напрямую зависит от реализации программы газификации Иркутской области. Однако реализация подобных проектов в скором будущем не рассматривается: Валерий Стенников подчеркнул, что в ближайшие два года необходимо обеспечить установку приборов учёта, проведение энергетических обследований, а также выполнение других обязательных мероприятий по закону об энергосбережении.
Минфин в ожидании федералов
И здесь при реализации программы энергосбережения возникла одна существенная проблема: средства на то, чтобы претворить её в жизнь, в областном бюджете не заложены. Речь идёт о 300 млн. рублей, которые необходимы для реализации минимального набора обязательных мероприятий, предусмотренных в законе об энергосбережении. «Это тот минимум, который даст возможность обеспечить хотя бы установку счётчиков и энергетические обследования в бюджетной сфере, мы даже не замахиваемся на столь важное мероприятие, как содействие малоимущим слоям населения», – подчеркнул замдиректора Института систем энергетики.
Однако министерство финансов Иркутской области до сих пор не утвердило сумму, необходимую для выполнения программы. Версию о том, что это было связано с принятием документа уже после формирования областного бюджета (окончательно он был принят Законодательным Собранием 15 декабря), Валерий Стенников отмёл, заявив, что необходимая сумма содержалась ещё в концепции программы энергосбережения, следовательно, была известна уже в марте прошлого года. «Я считаю, что это недоработка минфина, хотя, наверное, для этого есть и объективные причины, – сказал учёный. – Обвинять кого-то сложно, потому что наш бюджет формируется очень тяжело, но есть требования закона, которые нужно исполнять. Президент напрямую возложил ответственность за выполнение программ энергосбережения на руководителей субъектов РФ».
Распоряжение об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» председатель правительства РФ Владимир Путин подписал 27 декабря прошлого года, оно было опубликовано 24 января. В свою очередь министерство финансов через пресс-службу губернатора и правительства Иркутской области объяснило задержку с реализацией областной программы тем, что в неё ещё необходимо внести ряд изменений, однако назвать срок, в течение которого это произойдёт, в ведомстве затруднились. А министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин заявил о том, что его министерство вместе с минфином должно определить объём затрат на реализацию программы в 2011 году и вынести соответствующие изменения в бюджет региона на рассмотрение к февральской сессии Заксобрания.
Замдиректора ИСЭМ опасается, что реализация предусмотренных в программе мероприятий в 2011 году может быть сорвана, если её согласование затянется надолго. По его мнению, в этом случае на установку приборов учёта в бюджетных учреждениях попросту не хватит времени, оборудования и специалистов.