издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Доллар за литр

  • По материалам: СМИ

Неприятным сюрпризом для россиян в первые недели 2011 года оказался рост цен на бензин и дизельное топливо. Так, в Иркутске в январе владельцы АЗС дважды поднимали стоимость топлива. В общей сложности бензин с начала года подорожал от 50 копеек до одного рубля в зависимости от марки, а рост цен на дизельное топливо составил от одного до двух рублей.

По данным Росстата, за период с 18 по 24 января 2011 года цены на топливо в России превысили инфляцию в 3 раза. За отчётную неделю стоимость бензина выросла на 1,3%,  дизельного топлива – на 1,6%, при этом инфляция в целом по всей группе продовольственных и промышленных товаров составила 0,4%.

Цифры, на которые опирается Росстат, критикуют многие СМИ. «Как было бы хорошо, если бы жизнь подчинялась тем же законам, по которым сочиняют отчёты в Росстате. Эта организация уверена: за весь 2010 год бензин подорожал лишь на 6,5%. Такая статистика выглядит замечательно – выходит, рост цен на топливо отстал от инфляции. Но мы-то видим правду. Год назад литр АИ-92 на заправках стоил 18 рублей, АИ-95 – 20. Сейчас – соответственно 25 и 27 рублей. Больше всего досталось владельцам автомобилей на солярке. Как подсчитал независимый аналитический центр «Кортес», только с ноября 2009 г. по декабрь 2010 г. дизельное топливо подорожало на 38%», – иронизируют «Аргументы недели».

Попытку разобраться, что происходит с ценами на топливо,  предприняли участники круглого стола «Цены на бензин растут: прогноз на 2011 год. Какой будет цена на бензин?», который состоялся в медиа-центре газеты «Известия». В нём приняли участие глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, директор по развитию и маркетингу исследовательского центра «Кортес» Павел Строков, лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, специалисты компаний «Лукойл», «Башнефть» и «Газпром нефть».

Эксперты сошлись в оценке, что рост цен на бензин на розничном рынке в РФ в 2011 году может достичь 8–10%. Стоимость самого популярного бензина АИ-92 составит около 30 рублей за литр, то есть примерно будет равна стоимости доллара США.

Участники «круглого стола» назвали основные причины новогоднего роста цен: это изменение акцизов с 1 января, которое спровоцировало ажиотажный спрос на топливо, в том числе на биржах; низкий технологический уровень нефтеперерабатывающих предприятий; монополизм в ряде регионов вертикально интегрированных компаний. Ну и, конечно, не мог не сказаться осенний рост нефтяных цен на мировом рынке.

Пошлины + акцизы = цены?

По мнению начальника аналитического отдела компании «Брокер-кредитсервис» Максима Шеина, общий рост розничных цен на бензин составит в 2011 году 8%, а его темпы зависят в значительной степени от внешних факторов. Действительно, на мировых рынках цены на нефть вновь повышаются. Стоимость мартовских фьючерсов на американскую лёгкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) на электронных торгах в Нью-Йорке в середине января вновь увеличилась на 0,15 доллара, или на 0,2% – до 86,34 доллара за баррель. Спотовая цена на североморскую нефтяную смесь марки Brent повысилась на 1,41 доллара, или на 1,5% – до 96,04 доллара за баррель. 

Таким образом, повышается привлекательность экспорта нефти, а значит, сокращается количество сырья для переработки на отечественных заводах. Ситуацию усугубляет и то, что в марте 2011 года Минэнерго предложило снизить экспортную пошлину на нефть на 7%. Согласно Закону «О таможенном тарифе» пошлина рассчитывается по формуле: 29,2 доллара за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга и 182,5 доллара (эквивалент 25 доллара за баррель). Минэнерго предлагает заменить 65% в формуле на 60%. Наоборот, ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на тёмные нефтепродукты). Минэнерго предлагает уравнять пошлину на светлые и тёмные нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной пошлины. Таким образом, экспорт нефти становится более привлекательным.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает, что рост цен на топливо составит 10%, и произойдёт это за счёт инфляции и увеличения налоговой нагрузки. Механизм образования этой нагрузки пояснил заместитель начальника управления прогнозирования конъюнктуры рынков «Лукойла» Андрей Кирюшин. По его словам, на рост цены на топливо отчасти повлияло введение новых акцизов. Правительство собирается повышать акцизы на топливо, чтобы направить эти средства в создаваемые дорожные фонды.

Кирюшин отметил, что уровень биржевых цен на топливо зачастую значительно превышает цену производителя. Например, тонна дизельного топлива производства «Лукойла» продаётся на бирже на две тысячи рублей и более дороже, чем с завода. При этом цена на топливо, производимое на заводах компании, возросла незначительно. Фактически сегодня «Лукойл» несёт потери, в первую очередь – из за роста тарифов и акцизов. «Только на акцизах и изменении провозных тарифов компания сразу потеряла порядка 25 миллиардов рублей», – утверждает Андрей Кирюшин.

По подсчётам газеты «Аргументы недели», поскольку топливный акциз вырос с 3,9 до 5,6 тыс. рублей за тонну, теперь в цену каждого литра влились дополнительные 1,5 рубля налога. А через два года, в 2013 году, ожидается, что акциз поднимут почти в два раза, до 9,5 тыс. рублей за тонну.

Купите акции и получайте дивиденды…

Зато аналитики вообще не видят в происходящем на рынке нефтепродуктов ничего экстраординарного: по словам Максима Шеина, «хорошо, что на нефтяном рынке есть рыночное ценообразование, так как если бы цены устанавливала ФСТ (Федеральная служба по тарифам), было бы хуже и спорить было бы не с кем». А тем, кто завидует прибылям нефтяников, Шеин посоветовал купить акции нефтегазовых компаний и получать по ним дивиденды.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает, что правительство наконец-то выстроило здравую систему акцизов на топливо, которая стимулирует нефтеперерабатывающие заводы повышать глубину переработки нефти и улучшать качество горючего. После введения новых акцизов на рынке осталось мало видов дешёвого сырья, пригодного для изготовления некачественного полулегального бензина, который нефтяники называют «бодягой». «Бодяжники» стоят в недоумении, – заявил Евгений Аркуша. – Не понимают, что им дальше делать».

Оптимизм производителей и перепродавцов топлива не разделяет Федеральная антимонопольная служба. Её руководитель Игорь Артемьев заявил, что опережающий рост цен на топливо на российских биржевых площадках по сравнению с динамикой мировых цен «вызывает удивление». Его ведомство просит Федеральную службу по финансовым рынкам провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри России. 26 января Игорь Артемьев уже пообещал депутатам Госдумы, что ФАС примет решение, возбуждать ли третью волну антимонопольных дел против производителей моторного топлива. По личному мнению Артемьева, основания для этого есть.

Напомним, что ФАС России в 2008-2009 годах уже рассмотрела «две волны»: по четыре дела в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объём штрафов, подлежащих уплате в бюджет РФ нефтяными компаниями, составил с учётом заключённых мировых соглашений более 12 450 миллионов рублей. В настоящее время за 2010 год компания ОАО «ТНК-ВР Холдинг» оплатила штраф в полном объёме. ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Лукойл» в 2010 году оплатили штрафы частично. Общая сумма оплаченных штрафов за 2010 год составляет около 5 млрд. рублей.

Тогда представители нефтяных компаний тоже строили свою аргументацию в пользу повышения цен на утверждении, что мировые цены растут. На деле мировые цены то росли, то падали. Впрочем, как заметил лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, «как бы ни менялись цены на мировом рынке, в России они всегда только растут».

Что дальше?

Как скажется стоимость топлива на транспортных расходах, а следовательно, и на росте цен в целом? Пока правительство России не откорректировало свои инфляционные прогнозы. Ранее глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина заявляла, что по итогам января инфляция в России может составить 2,1-2,3%, связывая её преимущественно с ростом цен на овощи. Действительно, даже по данным Росстата за год, овощи в России подорожали на 67%. Куда уж с такой динамикой роста тягаться ценам на топливо.

Хотя министр официально изменения в инфляционном прогнозе не анонсировала, её заместитель Андрей Клепач уже высказался в том духе, что инфляция в России по итогам 2011 года может превысить официальный прогноз правительства. «Есть риск, что инфляция в этом году будет выше оценок, заложенных в прогнозе и бюджете, и выйдет за уровень 7-8%», — заявил он.

С ним согласен и председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов, который считает, что пик инфляции придётся на первый квартал, потом она будет постепенно снижаться. «Начиная с апреля есть возможность перелома тенденции: то есть инфляция подскочит до 10%, а потом начнёт снижаться. В целом по году она в 8 – 8,5% при такой последовательной политике может вписаться», – заявляет финансист.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры