Тольятти нам поможет
Житель далёкого города задумал купить дизель-генератор на Ушканьи острова
Деньги на покупку дизель-генераторов для метеостанции на Ушканьих островах, уникальном лежбище байкальских нерп, собирают в сети Интернет. Авторы идеи живут далеко от Байкала – в Тольятти, Электростали, Санкт-Петербурге. Они рассказывают, что в 2009 году во время байкальской экспедиции их байдарки выбросило штормом к Ушканьим островам. «Тогда Байкал спас нас, теперь мы хотим помочь людям, которые уже более 20 лет живут и работают на метеостанции», – говорит главный зачинщик, путешественник из Тольятти, заместитель председателя профкома ПТОО ОАО «АвтоВАЗ» Николай Шестерин. Акция эта вызвала неоднозначную реакцию у интернет-аудитории на иркутских туристических сайтах. Авторов идеи обвиняют в преследовании личных интересов. Тем не менее сегодня для покупки дизель-генераторов на Большой Ушканий остров собрано более 35 тысяч рублей.
«Поможем метеостанции Большого Ушканьего острова!» – эта надпись на главной странице сайта www.baikal-ushkan.narod2.ru набрана крупным шрифтом. Каждые три часа в течение 20 лет сотрудник метеостанции Татьяна Будеева выходит в эфир и передаёт метеосводку. Юрий Будеев охраняет лежбища байкальских нерп на острове Долгом. Техническое оборудование на Большом Ушканьем острове было установлено более 40 лет назад и дышит на ладан. В 2009 году сломался один дизель-генератор, осенью 2010-го – второй. Сейчас на острове только маленькая электростанция. Благодаря встрече Будеевых в 2009 году с членами экспедиции «Байкальская кругосветка» о дизель-генераторах с Ушканьих островов узнала вся Россия.
Николай Шестерин в Тольятти личность довольно известная. Путешественник, прошедший с друзьями Волгу, Дон, Урал, Обь и много других рек, два года назад решил отправиться на Байкал. Южную часть озера, около тысячи километров, экспедиция прошла в 2009 году за 25 дней, северную, 600 км, – за 19 дней в 2010-м. И оба раза пришлось пересекать Байкал в районе Ушканьих островов. «В 2009-м возле Ушканьих мы попали в шторм, четыре байдарки, сцепленные, дрейфовали около четырёх часов, потом мы были вынуждены пристать к берегу, переночевали всего одну ночь, – рассказал Николай Шестерин. – Хозяин в беседе сообщил нам, что у него сломался один из двух дизель-генераторов. Уже по дороге домой, в поезде мы стали думать, как бы ему помочь. Просто хотелось отблагодарить за то, что понял нашу сложную ситуацию и позволил переночевать. Тогда Байкал спас нас, теперь мы хотим помочь людям, которые уже более 20 лет живут и работают на метеостанции». Летом 2010 года экспедиция снова была на Ушканьих.
А в июне прошлого года на одном из иркутских туристических сайтов Николай Шестерин и уроженец города Электростали Виктор Трофимов выставили обращение с просьбой помочь метеостанции. «Были трудности с открытием счёта, поскольку я не мог этого сделать в Тольятти, – рассказал Николай Шестерин. – Однако в ноябре 2010 года дочь Будеевых Яна сама вышла на нас. Она рассказала, что осенью у родителей сломался и второй дизель-генератор. Мы предложили ей открыть банковский счёт для сбора средств, Яна согласилась». 14 человек, в основном члены байкальской экспедиции, откликнулись.
Сейчас на счёте 35,5 тысячи рублей. «Яна ни копейки не сняла, возьмёт она их только тогда, когда придёт время покупать дизель-генератор, – говорит Николай Шестерин. – Мы же должны обеспечить публичность и прозрачность всех действий. Начальник ГУ «Иркутский ЦГМС-Р» Владимир Малый официально подтвердил готовность принять на баланс дизель-генератор по договору пожертвования. Насколько мне известно, и Ольга Скосырская, начальник отдела экопросвещения и рекреации Забайкальского национального парка, положительно относится к проекту. Согласованы формы документов для юридического оформления дарения дизель-генератора».
В бдительности иркутской туристической общественности не откажешь. Реакция на проект неоднозначна, впрочем, такое поведение для местной общественности традиционно: в штыки воспринимаются многие идеи, так как эксперты в каждой видят «второе дно». Инициаторам сбора средств, в частности, напомнили, что Ушканьи острова – это заповедная зона и визиты туда запрещены. Вдруг выяснилось, что дизель шумом мешает нерпам (хотя на Большом Ушканьем их практически нет, они живут на других островах). Иркутские туристы посчитали, что Шестерин с друзьями преследуют какие-то свои цели, к примеру, купить генератором право на отдых в заповедной зоне. «Мы в ближайшее время не планируем посещать Ушканьи острова, – парировал Николай Шестерин. – У нас намечена экспедиция по Ангаре до Братска, через плотины. А в следующие годы пройдём до конца Ангару, потом в планах Енисей и Иртыш».
В Иркутском гидромете инициативу если не критикуют, то относятся к ней с осторожностью. «А мы тут при чём? – спросил начальник отдела агрометеорологических прогнозов Иркутского гидрометцентра Владимир Гонтарь. – Есть частные лица, которые решили помочь станции, и только. Хочу уточнить, что мы сами обновляем наше оборудование по мере поступающих средств. Именно для этой станции мы приобрели какое-то время назад бензоагрегат и в ближайшем будущем планировали решить вопрос её энергообеспечения. Постепенно приобретаем новое оборудование для всех наших станций. А то, что у людей возникло желание помочь именно Большому Ушканьему, – это их личная инициатива. Нас просто попросили помочь в выборе нужного агрегата». Среди иркутян поучаствовать в проекте пока решил только один человек – Максим Пензин, владелец интернет-проекта Angara.net.
«Любая инициатива, когда люди хотят помочь, – да ради Бога, надо её приветствовать! – заявил «Конкуренту» директор Байкальского музея Владимир Фиалков. – Конечно, лучше было бы сразу, на первом этапе, согласовать сбор средств с метеослужбой, чтобы не возникало лишних вопросов. Но тем не менее нельзя отказываться от помощи! К примеру, наш проект видеонаблюдения за нерпами на Ушканьих островах стал возможным как за грантовые деньги, так и за деньги спонсоров».
Николай Шестерин сообщил, что собранной суммы уже должно хватить на дизель-генератор в 4,5 кВт. Хотя тот же Владимир Фиалков считает, что лучше было бы привлечь больше средств и обеспечить остров дизелем хотя бы в 50 кВт, который стоит около 400 тысяч рублей. Впрочем, авторы ставят для себя более скромную задачу – собрать около 80 тысяч рублей. «Когда придёт время покупать дизель, это будет проходить в присутствии уполномоченного сотрудника метеослужбы, чтобы выбрать именно то, что нужно на метеостанции», – сказал Шестерин. Сейчас существует два варианта развития событий: или остановиться на сумме 30–40 тысяч рублей и отправить небольшой дизель на Большой Ушканий остров по льду уже в марте, или же собрать ещё средств и доставить катером летом, сообщил Николай Шестерин.