Подвигали имуществом
Найденные КСП нарушения в деятельности КУМИ Усолья-Сибирского могут быть использованы против городского головы
Нарушения в использовании муниципального имущества руководством города Усолья-Сибирского выявила Контрольно-счётная палата Иркутской области. Как оказалось, в некоторых усольских зданиях с согласия местных властей «сидят» федеральные структуры, а в муниципальный бюджет, вопреки закону, ничего не платят. В части помещений, числящихся в реестре КУМИ Усолья-Сибирского как «не имеющие пользователя», аудиторы КСП обнаружили вполне готовые к работе деревообрабатывающие станки и налаженный бизнес индивидуальных предпринимателей. Всё это, по мнению КСП, говорит о ненадлежащем контроле КУМИ за муниципальным имуществом. Однако наблюдатели считают, что проверка КСП – это часть большой кампании против главы администрации Усолья-Сибирского Евгения Кустоса.
КСП, проводившая проверку в Усолье-Сибирском с 17 по 25 ноября 2010 года, озвучила свои выводы вчера на комиссии по контрольной деятельности областного парламента. Как заявила аудитор Людмила Богданович, проверка проводилась по запросу ГУВД области в связи с обращением к силовым органам и губернатору жителей Усолья-Сибирского. Население требует проверить законность деятельности администрации города по нескольким пунктам, один из которых – управление муниципальным имуществом. Эту часть и отдали КСП.
Палата не стала проверять арендованное имущество, сообщив, что такая проверка проводилась ранее. В поле зрения аудиторов попали здания, переданные на ответственное хранение, в безвозмездное пользование, и те объекты, пользователь у которых не определён. Изучая муниципальные документы, связанные с профильной темой, аудиторы обнаружили, что «в общем плане их недостаточно». А кое-что требует тщательной проверки юристами на предмет соответствия федеральным законам. К примеру, в муниципальном порядке управления имуществом, в пятом его разделе, устанавливается, что в безвозмездное пользование имущество может быть передано на основе конкурса. Но тут же делается оговорка о неких исключениях из этого правила. Причём порядок предоставления здания или другого объекта «в виде исключения» не оговаривается. В муниципалитете нет, к примеру, порядка учёта договоров. В Усолье-Сибирском сейчас действует 28 договоров безвозмездного пользования, причём по законодательству они должны заключаться не более чем на 5–15 лет, однако все договоры заключены в бессрочном порядке или на срок до 49-50 лет.
Аудиторы обнаружили, что в нескольких случаях муниципальные здания были переданы федеральным структурам. Закон действительно настаивает на том, чтобы органам милиции и Госнаркоконтролю предоставлялись помещения на территории муниципалитета. Но если это муниципальное имущество, то его следует передать безвозмездно в собственность, а в случае, если федеральная структура откажется получить здание в собственность, предоставлять его на условиях аренды, взимая плату в муниципальный бюджет. В Усолье-Си-бирском Дума ещё в 2007 году составила перечень таких объектов, но ни одно из зданий так и не передали. Ущерб муниципального бюджета от такой политики оценивается КСП в 3,7 млн. рублей.
Интересная ситуация получилась с объектами, которые переданы на ответственное хранение. Так, один из городских спортзалов был отдан как раз на такое хранение ещё в марте, «до момента проведения аукциона». Аукцион до сих пор не проведён. МУП «Водоканал» владеет площадями 20,6 тыс. кв. м тоже на условиях ответственного хранения, но для предприятия сделано исключение в виде права на ведение деятельности. 17 объектов числились в реестре КУМИ Усолья-Сибирского как «не имеющие пользователя». Выборочная проверка КСП с выездом на место показала, что в одном таком здании стояли вполне готовые к работе деревообрабатывающие станки, в другом располагался бизнес действующего индивидуального предпринимателя. Причём сначала специалисты КУМИ заявили, что с адресом произошла ошибка, а позже прислали в КСП бумагу, что адрес исключён из реестра. По результатам проверки палата сделала вывод, что управление имуществом и контроль за ним в Усолье-Сибирском ведутся недостаточно эффективно.
Ни мэр Усолья-Сибирского Владимир Жилкин, ни глава администрации Евгений Кустос, приглашённые в Заксобрание для обсуждения этой проблемы, не приехали. Владимир Жилкин сообщил, что не хочет присутствовать на заседании комиссии, так как это компетенция Кустоса, а сам Кустос сейчас в отпуске. Людмила Богданович отметила, что Жилкин в своё время подписал акт КСП, не представив возражений. Однако возражения позже пришли от городского КУМИ. Комиссия решила направить акт КСП в прокуратуру области и написать представление на имя спикера ЗС Людмилы Берлиной, чтобы та проинформировала губернатора о реакции мэра и главы администрации Усолья-Сибирского.
Наблюдатели полагают, что «разбор полётов» на комиссии по контрольной деятельности – это часть кампании против Евгения Кустоса. Известно, что против Кустоса выступают инициативные общественные группы, против него настроены и представители крупных политических партий города: ещё летом КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР готовы были объявить ему, как в своё время выразился секретарь ИРО «ЕР» Александр Битаров, «меморандум о недоверии». А осенью 2010 года открытие участка трассы М-53 через город обернулось скандалом. Губернатор Дмитрий Мезенцев неожиданно отказался принимать дорогу и раскритиковал местные власти. Собеседники «Конкурента» отмечают, что, поскольку Кустос не мэр, а лишь глава администрации, избранный из числа депутатов, реальная юридическая возможность лишить его этой должности – или настроить против Думу, где большинство из кустовского блока «Усольчане», или распустить парламент.