Тюрьма он-лайн
С 2011 года во всех колониях и СИЗО Иркутской области начинают работать интернет-приёмные. Электронные адреса 22 учреждений уголовно-исполнительной системы Приангарья разместил официальный сайт ГУФСИН по Иркутской области. Любой гражданин может с помощью компьютера или сотового телефона задать администрации колонии или СИЗО интересующий его вопрос, не выходя из дома. Ответ он получит также по Интернету.
Осуждённые тоже могут связаться с миром по Интернету. В женской колонии посёлка Бозой появилась возможность отправить письмо по электронной почте. Конечно, не у всех осуждённых женщин есть такой адресат, но некоторые пишут – в Иссык-Куль, Омск, Ангарск и Иркутск. Письмо, конечно, проходит обязательную цензуру, согласно закону, а затем ответственный сотрудник отправляет его по каналам всемирной паутины.
Тюремная система учится разговаривать с людьми. В прошлом году в учреждениях рассмотрено 66 тысяч обращений осуждённых и их родственников, в том числе на приёме по личным вопросам.
1900 заявлений поступило в истекшем году в само управление ФСИН. Количество же обращений, отправленных осуждёнными и подследственными в другие инстанции, составило более 26 тысяч. В основном это претензии по уголовному делу (около 90%), но есть просьбы о переводе в учреждения других регионов, жалобы на медицинское обеспечение, коммунально-бытовые условия и действия администрации.
Кроме того, в региональной службе исполнения наказаний работает круглосуточная телефонная прямая линия. В прошлом году таким путём поступило 300 обращений осуждённых и подследственных, их родных и друзей.
В коридорах следственных изоляторов Иркутской области установлены теперь телефоны-автоматы. Арестанты могут звонить домой по карточкам, купленным в магазинах СИЗО на средства со своих счетов. Для этого требуется лишь разрешение следователя.
В конце 2010 года служба исполнения наказаний ввела ещё одно новшество – экскурсии по учреждениям для родственников, приехавших на свидания к осуждённым. Кроме трёхдневного проживания в комнате длительных свиданий, родные теперь могут выйти в зону. Конечно, если у них есть желание. Родственники охотно пользуются предоставленным правом: пробуют пищу в столовой, заходят в отряды и камеры. Правда, многих такая открытость настораживает – у людей нет доверия к видимому благополучию.
Понимая, что закрытость системы, существовавшая десятилетиями, становится почвой для слухов и домыслов, ведомство старается сделать стены СИЗО и заградительные кордоны колоний по-возможности более прозрачными.