Хождение в народ
На коллегии ГУВД Иркутской области подведены итоги минувшего года
Прошедший год для милиции Приангарья был особенным. Прежде всего, у неё появился новый начальник. Приехавший к нам 6 лет назад из Москвы «на укрепление» милицейских рядов генерал Антонов, чьё имя в последние годы регулярно упоминалось в прессе в связи с разного рода скандалами, уступил кресло другому «варягу» – нижегородцу Обухову. Кадровые перетряски, которые он затеял, смена стиля руководства, так называемая оптимизация управленческой деятельности совпали с началом реформирования системы, болезненным процессом сокращения штатной численности.
Новым курсом
Как говорится, не дай Бог жить в эпоху перемен. Тем более – работать, когда меняются привычные критерии оценки. Главным показателем успешности деятельности полиции, в которую скоро преобразятся блюстители порядка, станет доверие населения. Предвидя это время, новый шеф милиции практически сразу пересмотрел систему зонального контроля. Александр Обухов оказался противником кабинетного стиля руководства и потребовал от кураторов – начальников живого общения с теми, кого призвана беречь милиция: регулярных командировок в закреплённые за ними территории с приёмом граждан, проведением сходов жителей и встречами с главами муниципалитетов.
А вот ещё приятные для горожан нововведения. В областном центре теперь можно пожаловаться на плохих сотрудников милиции прямо на ходу – с октября прошлого года по улицам ездит «Автомобиль доверия». В самых крупных городах (Иркутске, Братске и Ангарске) в народ вышел так называемый патруль ГУВД – сводный отряд сотрудников главка. В Иркутске, например, ежедневно патрулируют общественные места 12 офицеров на четырёх ярко раскрашенных машинах. Чувствуется, что стражи порядка взяли курс на восстановление изрядно подпорченного в последние годы авторитета.
Как известно, одна из главных причин недоверия к милиции населения – рост уличной преступности. Люди не чувствуют себя защищёнными. По оценке генерала, в прошедшем году борьба с уличной преступностью в регионе велась вяло, а в восьми районах – Иркутском, Братском, Усольском, Слюдянском, Жигаловском, Аларском, Балаганском и Боханском – она была фактически провалена. И объяснить слабую работу милиции общественной безопасности, как обычно, плохим снабжением и недостаточным техническим вооружением сегодня уже не получится: будущие полицейские в последнее время не обделены вниманием министерства. Да и правительства региона.
В прошлом году из областного бюджета милиция получила дополнительно почти 100 миллионов рублей. Из них 34 млн. выделено на финансирование программы повышения безопасности дорожного движения, 22 млн. – на укрепление лесных отрядов, 3 млн. – на выплату вознаграждений гражданам за сообщения о правонарушениях, 15 млн. – на профилактику преступлений, в том числе 12 – на закупку системы «Безопасный город». Но тот же аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», например, используется до сих пор неэффективно: с его помощью в прошлом году раскрыто всего одно преступление, обнаружено 8 человек и 14 авто-транспортных средств, находящихся в розыске.
Чтобы приблизить блюстителей порядка к народу, новый начальник ГУВД области предпринял ещё один шаг: ввёл дополнительно 100 должностей участковых уполномоченных и сотрудников патрульно-постовой службы. Это сделано за счёт перераспределения штатов. И было, наверное, не так просто в то время, когда шло сокращение. Ведь в минувшем году органы внутренних дел покинули более двух тысяч сотрудников, ещё 1737 человек уйдут из милиции в 2011-м.
Прощай, милиция!
У тех, кому посчастливилось остаться в рядах органов внутренних дел после жёсткого отбора, главные испытания ещё впереди. В ряды сотрудников полиции с достойной, наконец-то, зарплатой должны попасть профессионалы с высокими моральными качествами. Их чистота перед законом, профессионализм будут проверяться, в том числе и с помощью детекторов лжи. Что же касается так называемого начальствующего состава, то пока не видно перемен разве что в команде самого главного милиционера области: доставшиеся ему в наследство от Антонова заместители, кандидатуры которых утверждаются министерством, остались на своих местах. Зато генерал за несколько месяцев пребывания в новой должности успел как следует перетрясти тех своих подчинённых, кто оказался в его власти. Кресла восьми начальников городских и районных отделов внутренних дел заняли, как выразился на коллегии Александр Обухов, более толковые руководители: в городах Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, районах Иркутском, Шелеховском, Заларинском, Нижнеудинском, Катангском. Кроме того, назначены новые начальники десяти структурных подразделений ГУВД. В том числе управлений собственной безопасности и БЭП, отделов по раскрытию имущественных преступлений и охраны общественного порядка, «лесной милиции» и оперативно-розыскной части №5 по линии угрозыска.
За несколько месяцев работы в регионе Александр Обухов успел внести изменения и в структуру руководимого им хозяйства. Создано отделение милиции в посёлке Листвянка (за порядком здесь следят теперь 12 сотрудников). Реорганизовано УВД по городу Братску. Заработал новый, соответствующий современным требованиям изолятор временного содержания в Саянске. И это, видимо, только начало структурных перемен.
В отчётах и на самом деле
От своих назначенцев новый шеф иркутской милиции ожидает, видимо, результатов в самом ближайшем будущем. Пока нашей милиции особо похвастать нечем. Иркутская область занимает по уровню преступности на 10 тысяч жителей 80-е место среди субъектов РФ, в Сибирском федеральном округе – десятое. Впрочем, судить по действующей до сих пор «палочной» системе отчётности сейчас трудно: нарушения при приёме, регистрации и учёте преступлений при прежнем начальнике ГУВД были, как выяснилось, системой. Только в прошлом году прокуратура направила 560 представлений, касающихся учётно-регистрационной дисциплины в отделах внутренних дел. За мнимые успехи в борьбе с преступностью к дисциплинарной ответственности привлечён 321 сотрудник, в том числе 50 руководителей. И кто знает, все ли факты приписок достижений выявлены надзорными органами.
Несмотря на тенденцию к сокращению преступности (в прошлом году зарегистрировано на 18,4% уголовных правонарушений меньше, чем в 2009-м), эффективность работы иркутских сыщиков ниже, чем у их коллег в большинстве регионов: 45% против 54,5% в среднем по России. Число тяжких и особо тяжких преступлений снизилось в прошлом году на 22%, и всё же остались нераскрытыми более 10 тысяч убийств, изнасилований, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и прочих злодейств. По мнению Обухова, результаты организации именно этого направления оперативно-служебной деятельности определяют эффективность работы милиции в целом. Так что будущим сотрудникам полиции предстоит значительно повысить раскрываемость преступлений, которая совсем не зря испокон веков считалась главным критерием милицейского усердия. 31 территориальный орган в прошлом году выдал по этому показателю низкие, по мнению руководства, результаты (к примеру, Заларинский РОВД – минус 70%, Мамско-Чуйский – минус 40%, недалеко ушли Нижнеилимский и Аларский отделы милиции). В то же время генерал уверен, что личный состав криминальной милиции вполне способен «заметно прибавить в работе».
Но самой большой проблемой населения по-прежнему остаются квартирные кражи и хищение автотранспорта. Их доля в общем массиве уголовных деяний составляет 19%, то есть пятую часть от зарегистрированных преступлений. А раскрывается лишь каждое седьмое из них. Чтобы справиться с автокражами, в прошлом году создано даже специальное подразделение – оперативно-розыскная часть, в которой уже работают 35 сотрудников. Но, видимо, они ещё не набрали обороты.
Снимаем шляпу перед чиновником и бизнесменом
В ближайшее время мы, скорее всего, станем свидетелями перемен и в организации работы борцов с экономической преступностью. Новый начальник ГУВД, с его солидным экономическим образованием и опытом работы в налоговой полиции, это направление деятельности иркутской милиции оценил как провальное. В прошедшем году количество выявленных преступлений экономической направленности в регионе было снижено на 50%. Причём отрицательная динамика отмечалась абсолютно во всех отделах внутренних дел. Самое большое снижение зафиксировано в Заларинском (-91%), Усольском (-89%), Куйтунском и Зиминском (-88%). И всего 56 выявленных преступлений в сфере экономики, по милицейской статистике, совершено организованными группами, что явно не соответствует реалиям. А в 28 городах и районах воротилы организованной преступности, если верить оперативным сводкам, экономикой не интересуются вообще.
Как и главным богатством региона – лесом. По итогам прошлого года в сфере лесопользования раскрыто всего 8 преступлений, совершённых в составе организованных преступных групп. Масштабы хищений зелёного золота явно неадекватны пока ни количеству возбуждённых уголовных дел, ни качеству их расследования, ни избираемым в отношении «чёрных» лесорубов мерам пресечения. Однако в связи с введением областного закона о новых принципах организации пунктов приёма и отправки древесины, появившегося благодаря инициативе в том числе и генерала милиции, появилась надежда, что ситуация в лесной сфере вскоре начнёт меняться к лучшему. К тому же правительство области пошло навстречу пожеланиям руководства ГУВД, профинансировав увеличение штатного расписания «лесной милиции» на 35 человек (на 44%) и выделив дополнительно 21 транспортное средство.
Особый разговор о противодействии коррупции. Можно сказать, что фактически милиция его не оказывает. По этому направлению деятельности иркутское ГУВД даже стоит на особом контроле Министерства внутренних дел России. В прошлом году в регионе к уголовной ответственности удалось привлечь всего 50 нечистых на руку чиновников. Нельзя же, в самом деле, считать это борьбой с коррупцией. А в 15 муниципальных образованиях (в том числе Братском, Нижнеилимском, Слюдянском, Заларинском и Куйтунском районах) местные милиционеры вообще не смогли обнаружить ни одного взяточника за целый год.
Видимо, так сильно хотели. К слову, низкий авторитет милиционеров у населения напрямую связан с подозрениями в нечистоплотности самих сотрудников. И эти подозрения жителей региона имеют под собой почву. Генерал заявил, например, что проверки информации, изложенной в декларациях о доходах ряда сотрудников и руководителей милиции, показали её недостоверность. Будем надеяться, что в ряды полиции эти служивые уже не попадут.