издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Николаев: «Ново-Иркутская ТЭЦ – очень прочный сплав»

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Трудовая деятельность Виктора Николаева началась в Хабаровскэнерго, где он оказался по распределению после окончания факультета теплоэнергетики Красноярского политехнического института. Затем был Биробиджан, где за два года под руководством Николаева были построены тепловые сети; Братск, в котором он отработал 20 лет; Иркутск и руководство энергосбытовой компанией. После того как стратегическая задача по выводу компании на стабильно высокие платежи была выполнена, в трудовой биографии Виктора Владимировича снова оказалась стройка – теперь уже угольного разреза «Головинский». А два года назад опытный энергетик Николаев встал во главе Ново-Иркутской ТЭЦ, вместе с коллективом которой 31 декабря уже ушедшего года отпраздновал её 35-летие.

– Виктор Владимирович, как станция прожила длинные новогодние каникулы?

– Учитывая опыт работы прежних лет, к праздничным дням у нас особое отношение. К этому времени, как правило, мы стараемся произвести все обходы оборудования, чтобы исключить неожиданные неполадки. С уверенностью пройти новогодние праздники помогает, конечно, и серьёзная подготовка оперативного персонала, специальных бригад, готовых к чрезвычайным ситуациям. Поэтому 31 декабря мы в хорошем настроении покинули станцию. И хотя 1 и 4 января на станции произошли небольшие инциденты (в первом случае вышла из строя экранная труба на одном из котлов, а во втором произошло незначительное нарушение пароводяного тракта другого котла), потребители этого не почувствовали. Каждый из дефектов был устранён в течение кратчайшего времени без ограничений в подаче тепла и горячего водоснабжения. Пришлось в праздничные дни поработать и аварийным бригадам тепловых сетей. 

Итоги работы филиала в новогодние праздники обсуждались руководством и ведущими специалистами станции, а также на селекторном совещании с участием генерального директора и главного инженера энергосистемы, с определением  основных мероприятий для устранения причин инцидентов. 

– Каковы же основные причины инцидентов и что нужно делать для их устранения?

– Основной проблемой, которую нам предстоит решить, остаётся качество поставляемого топлива и способы его сжигания. Каждому энергетику известно, что качество угля – один из первостепенных вопросов для надёжной работы оборудования. Понимаете, теоретически в котёл можно подать любое топливо, и оно в топке сгорит. Но для того, чтобы получить на выходе из парогенератора пар необходимого качества и в требуемом количестве, нужно не только грамотно вести режим эксплуатации котла, но и сжигать топливо расчётного для данного котла качества. В настоящий момент, когда энергетики и угольщики объединены и мы работаем в одной связке, в большой степени упростился контроль за  качеством топлива на каждом этапе его перемещения. Сегодня мы имеем оперативную информацию о качестве угля до подачи железнодорожных  составов на электростанцию. К примеру, зная, в каком вагоне находится  уголь с повышенным содержанием серы, а это один из неприятных показателей, при выгрузке такого угля на склад мы смешиваем его с остальным углем, добиваясь таким образом содержания серы на уровне усреднённых значений. Трудность заключается в том, что в сутки на Ново-Иркутской ТЭЦ сжигается порядка 12 тысяч тонн угля, а это почти три железнодорожных состава. Вот и представьте, с какими объёмами приходится работать еже-дневно. 

Сегодня в целом мы оцениваем экономичность наших котлов на уровне 92-93%. Это очень высокий показатель, поэтому все планируемые мероприятия направлены на то, чтобы сохранить работоспособность и эффективность котлов при сжигании непроектного топлива. Как правило, использование непроектного топлива привносит определённые проблемы: это повышенное пыление угля при движении по тракту топливоподачи, это шлакование топочных экранов и поверхностей нагрева пароперегревателей, приводящее в отдельных случаях к образованию «козлов». Так  эксплуатационный персонал называет большие по размерам и весу глыбы шлака, появляющиеся в топочной камере.  

При правильно организованном режиме горения, надёжной и эффективной работе систем обдувки данные проблемы удаётся исключить.

– На станции вы работаете два года, что удалось достичь за это время? 

– 1 февраля исполнится два года, как я работаю на Ново-Иркутской ТЭЦ. За это время мы приступили к серьёзной реконструкции системы топливоподачи. На настоящий момент электростанция располагает значительным резервом топлива на складе, отработан  процесс и сокращено время разгрузки топлива. Для угольного склада приобретён укладчик-заборщик топлива, который обеспечивает и раздельную закладку угля и его шихтование, т. е. приготовление смеси различных марок углей в зависимости от качества. В прошедшем году мы ввели в строй пятый бак-аккумулятор подпиточной воды ёмкостью 10 тысяч кубометров. Серьёзный проект касался реконструкции магистральных трубопроводов водоснабжения ТЭЦ, и, конечно, огромное внимание было уделено реконструкции тепловых сетей города Иркутска. Энергосистема потратила на нынешний проект более миллиарда рублей, и это можно считать вкладом энергетиков в программу подготовки к юбилею города. Сегодня самое активное участие станция принимает в строительстве 130 квартала, которое проходит под контролем губернатора. Наше участие заключается в обеспечении теплом нового квартала. По нашей оценке, его тепловая нагрузка  будет составлять 5 гигакалорий, и если будут грамотно реализованы мероприятия по энергосбережению, то именно такое количество тепла удастся высвободить в этом районе, чтобы покрыть требуемую тепловую нагрузку. В этом случае мы сможем обеспечить этот квартал теплом без дополнительного строительства теплосети. Но, опять же, вопрос экономии во многом зависит от слаженной совместной работы энергетиков, ЖКХ, управляющих компаний и от самих жителей Иркутска. Тепло планируется дать уже к августу 2011 года, и всё, что зависит от нас, мы выполним. 

Я считаю, что Ново-Иркутская ТЭЦ – самое значимое предприятие города. Мы покрываем 85% потребностей Иркутска в тепле, и относиться и к электростанции, и к организации технологического процесса на ней необходимо очень ответственно. Убеждён, что не только я как директор, но и коллектив относится к предприятию именно так. У нас редко случается,  когда начальники цехов проводят полные выходные дни дома. Это у них, можно сказать, уже в крови – без всякого вызова приезжать на станцию.

– А как вы проводите свои выходные дни?

– Один из двух выходных обязательно провожу на работе. Решаю какие-то вопросы, которые требуют тщательного анализа, просматриваю почту. В рабочее время это не всегда удаётся – режим не тот. Обыкновенный рабочий день для меня редко обходится без людей в кабинете. Я знаю примеры, когда к директору в кабинет могут зайти не более чем 2-3 раза за день. У меня иначе, потому что считаю, что главная роль руководителя на предприятии – знать свой коллектив. Если знаешь его хорошо, то можно спокойно работать. А это значит, надо ходить в народ, знать его трудности на месте. Вот и в выходные дни я часто обхожу цеха, общаюсь с людьми. Для меня есть правило – интересоваться прежде всего личными делами моих коллег и только потом переходить к производственным вопросам. Это жизнь, и, на мой взгляд, от настроения человека во многом зависит его вклад в производство. Если он знает, что о нём думают, интересуются, заботятся и могут решить его проблемы, то понимает, что нужен производству. И если есть такое понимание и внутреннее чувство, человек даст производству гораздо больше.

– Виктор Владимирович, Ново-Иркутская ТЭЦ – единственный теплоисточник областного центра. Насколько его потенциал соответствует потребностям города?

– Сегодня эта тема больше связана с законом об энергосбережении, который очень красиво описывает возможные эффекты. Если этот закон заработает в полной мере, то будет очень хорошо и для Иркутска, и для России в целом. За последние три года прирост тепловых нагрузок в областном центре составил 25–30%. Безусловно, эти мощности покрывала только Ново-Иркутская ТЭЦ. На сегодня станция имеет резерв примерно 80–90 гигакалорий. Однако искать резерв теплоэнергии стоит всё же не здесь. Существующие режимы потребления тепла и горячей воды далеко не эффективны, и их использование вряд ли можно назвать рациональным. По оценке специалистов, занимающихся обслуживанием  тепловых сетей, в настоящий момент экономия тепловой энергии может составлять 20–25%. Это очень большая цифра. К сожалению, сегодня мы признаём тот факт, что не все дома по городу имеют отрегулированный  режим теплоснабжения. Известны здания, где температура жилых помещений едва достигает 15–18 градусов, и такие, где температура внутри помещения доходит до 35–40 градусов – в квартирах приходится открывать не только форточки, но и двери на балконах. Тепло, которое должно дойти до конечных потребителей, буквально вылетает в атмосферу. Многое в решении этого вопроса зависит от слаженной работы трёх структур – энергетики, муниципальных властей и жилищно-коммунального хозяйства.  

– И как вы оцениваете это сотрудничество сегодня?  

– Практически еженедельно в администрации проходят совещания, где собираются представители всех структур. Порой общий язык очень сложно найти – высказывается много взаимных претензий, но все понимают, что другого способа решения проблем нет – устранить их можно только совместными усилиями. Ведь вопрос рационального использования тепла, его правильного распределения – целое искусство. И, несмотря на принятый закон об энергосбережении, это невозможно сделать за год. Должна быть постоянная, системная работа, и немалую роль, по моему убеждению, имеет принцип наказания-поощрения. На лозунгах далеко не уедешь. 

– Закон вступил в силу с 1 января 2009 года. На станции уже выполняются мероприятия по его реализации?

– Начали, как и все, с замены лампочек на энергосберегающие (смеётся). А если серьёзно, то режимы энергосбережения на ТЭЦ гораздо жёстче, чем где-либо, поэтому выполнялись они всегда, вне зависимости от  новых законов. Связано это прежде всего с безопасностью: если, к примеру, поверхности нагрева трубопроводов имеют температуру выше 450С, то это нарушение, и его надо исправлять. 

– Каковы перспективы развития станции на ближайшее время?

– Сегодня по удельным показателям, которые складываются из общих затрат на единицу продукции, наша станция не только лучшая в Иркутской энергосистеме, но и неплохо выглядит по российским меркам, естественно, среди станций, имеющих подобный состав оборудования. Но рост и развитие производства – вполне естественный процесс. Перспектива станции на ближайшие 5 лет уже определена. Один из самых масштабных проектов – установка новой турбины. Очень интересный и рациональный проект. Дело в том, что турбина эта уже существует и находится на Усть-Илимской ТЭЦ, но там не используется. В течение этого года она будет демонтирована, модернизирована и установлена в главном корпусе турбинного цеха. Планируется, что уже к 2012 году весь объём работ будет выполнен. Это даст дополнительную выработку электроэнергии, что улучшит показатели не только станции, но и энергосистемы в целом. При этом коэффициент использования нашего оборудования возрастёт в отдельные периоды примерно до 95%. В более дальней перспективе есть и другие не менее значительные по объёмам проекты, но о них говорить пока преждевременно.

– Ваш опыт руководителя очень богат. Вы руководили и тепловыми сетями, и станциями, и угольным разрезом. Какой период, на ваш взгляд, был интереснее всего – когда все свершения были ещё впереди или когда пришли опыт, уверенность?

– В работе мне вообще всегда везло. Трудовую карьеру я начал в тепловых сетях, дальше – станции среднего давления, электрокотельные, потом 8 лет руководил энергосбытовой компанией. Работа в угольной отрасли для меня особая страничка в биографии. Разрезы – это огромные площади, миллионы тонн земли, это шагающие экскаваторы, взрывные работы. Это размах, динамика. Люди, которые работают на открытом воздухе и в дождь, и в снег, и в сильный ветер. Хлеб угольщиков невероятно тяжёл, и я их за верность своей профессии очень уважаю. И вот под финиш карьеры – филиал, в котором объединены и станция высокого давления, и тепловые сети, и станция среднего давления. Ново-Иркутская ТЭЦ – это сплав производственного опыта ветеранов производства, энергии и активной жизненной позиции молодых специалистов, знаний будущих энергетиков – студентов национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, для которых электростанция является базовым предприятием по обучению. И, поверьте, этот сплав выглядит очень прочным. С таким коллективом можно решать самые сложные  производственные и социальные задачи. 

Виктор Владимирович Николаев родился 21 октября 1950 года в деревне Новая Печера Рыбинского района Красноярского края.
После школы год работал токарем на электрохимзаводе в Красноярске.
В 1969 году поступил в Красноярский политехнический институт, в 1974 году окончил его, получив квалификацию инженера-теплоэнергетика по специальности «тепловые электрические станции».   
С 1974 по 1977 год работал мастером участка тепловых сетей, мастером по эксплуатации котлотурбинного оборудования на Биробиджанской ТЭЦ. 
1977–1979 годы – старший инженер по надзору за сосудами, работающими под давлением, в Управлении строительства №604  в городе Красноярске. 
С 1979 по 1992 год работал мастером по ремонту котлов, начальником котельного цеха БЛПК, ТЭС-2 в Братске. 
1983–1987 годы – старший инженер капитального строительства, главный инженер, а затем директор предприятия  «Северные тепловые сети» города Братска. 
1999–2002 годы – работа в фирме «Энергосбыт» города Иркутска, главный инженер, затем директор фирмы.
2007–2008 годы – директор ООО «Байкалинвестэнерго», ООО «Байкалэнерго», ООО «Ольхон».
С 2009 года – директор Ново-Иркутской ТЭЦ.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры