Суд пришёл к выводу
Сергей Воронов и Виктор Бушуев признаны виновными в растрате
В понедельник был вынесен приговор экс-заместителю губернатора Иркутской области Сергею Воронову и бывшему руководителю региональной Дорожной службы Виктору Бушуеву. После трёх лет и трёх месяцев расследования уголовного дела, возбуждённого в отношении них ещё в 2007 году, более полутора лет из которых оно рассматривалось в суде, заключённые чиновники получили статус виновных в тяжких преступлениях. Бывшему вице-губернатору дали шесть лет лишения свободы с запретом занимать государственные должности в течение трёх лет, а экс-главе ДСИО – пять. Кроме того, Воронов и Бушуев должны будут выплатить более 39 млн. рублей Дорожной службе области. А наблюдатели полагают, что обвиняемые могут рассчитывать на скорое освобождение.
В Кировский районный суд на оглашение приговора бывшие чиновники были доставлены в начале 11-го утра 17 января. Воронов, как и накануне своего первого судебного заседания, шёл по коридору суда улыбаясь. Правда, полтора года назад он был обрит наголо и одет в спортивный костюм в стиле формы российской команды на Олимпийских играх-2008, а к финальному заседанию оброс, нарядился в рубашку и пиджак. Виктор Бушуев, одетый на этот раз в цветастый свитер, выглядел более серьёзным и задумчивым, однако, оказавшись на скамье подсудимых, даже пару раз пошутил.
Вынесение приговора заняло у судьи Татьяны Алёхиной около четырёх часов. Сергея Воронова обвинили в организации хищения чужого имущества в особо крупном размере и превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (статьи 33, часть 3; 160, часть 4; и 286, часть 3, пункт «в» УК РФ). Виктор Бушуев был назван виновным только в растрате (статья 160, часть 4 УК РФ).
Как полагает суд, замысел преступления пришёл в голову Сергею Воронову осенью 2006 года. Тогда, после проведения IV Байкальского экономического форума, администрации Ир-кутской области надо было рассчитываться с долгами перед подрядчиками, участвовавшими в его организации. Долгов было более чем на 10 млн. рублей. Тогдашний губернатор региона Александр Тишанин распорядился, чтобы все его заместители, в том числе и Воронов, озаботились привлечением внебюджетных средств.
– Желая исполнить эту обязанность незаконным путём, а также улучшить своё материальное положение и действуя умышленно, используя авторитет занимаемой должности, Воронов решил добиться хищения денежных средств из Дорожной службы Иркутской области (ДСИО), руководителем которой был Бушуев, – зачитала Татьяна Алёхина. – С Бушуевым Воронова связывали длительные дружеские отношения.
Суд пришёл к выводу, что для исполнения преступных намерений бывший вице-губернатор предложил своему другу украсть часть суммы кредита, который ДСИО должна была получить в Байкальском банке. «С 14 декабря по 18 декабря 2006 года, более точное время не установлено» Воронов от имени региональной администрации согласовал письмо из ДСИО, в котором требовалось одобрить получение займа на 150 млн. рублей, сказала Алёхина.
21 декабря Бушуев заключил рамочное соглашение с банком об открытии кредитной линии, и «не позднее 25 декабря в неустановленном месте Воронов предложил Бушуеву похитить кредитные средства ОГУП ДСО в размере 42 млн. рублей, – сообщила судья. – Бушуев, желая улучшить своё материальное положение, дал на это согласие».
После этого, по мнению суда, Воронов действовал как организатор преступления, а Бушуев – как его исполнитель. Он подыскал несколько сторонних лиц и организаций, «не осведомлённых о преступных планах подсудимых», которые впоследствии должны были за вознаграждение обналичить украденные деньги, а 25 декабря заключил договор об открытии невозобновляемой кредитной линии с лимитом 120 млн. рублей между ДСИО и Байкальским банком. В рамках этого банку в залог было предоставлено областное государственное имущество, переданное предприятию.
Банк перечислил заёмные средства на счёт ООО РСП «Топка» (таковы были условия договора), откуда деньги и должны были быть распределены по счетам ДСИО. Однако по письменным распоряжениям Виктора Бушуева, поступившим главе «Топки», 17 млн. 750 тыс. рублей были перечислены на расчётный счёт ООО «Сибэнергоресурс», а 24 млн. 250 тысяч – на счёт ООО «Стройтерминал ТК». Оттуда деньги были перенаправлены на счета ООО «Снабальянс» и ООО «Востсибэнергоресурс», далее – на счета нескольких физических лиц. Те их обналичили и передали ещё одному физическому лицу, который и вручил кэш Бушуеву. Как полагает суд, часть денег была передана не позднее 28 декабря 2006 года, а часть – уже в январе 2007-го.
– 28 декабря Бушуев сообщил Воронову, что часть похищенных денег обналичена и находится у него, – продолжила зачитывать Татьяна Алёхина. – В тот же день Воронов, находясь в своём служебном кабинете, дал устное указание Бушуеву 10 млн. рублей из этих средств без оформления документов передать для оплаты кредитор-ской задолженности по проведению БЭФа. Бушуев в этот же день сделал это. Остальными украденными средствами Воронов и Бушуев завладели в январе 2007 года и распорядились по собственному усмотрению.
Обвинение не поддержали
Куда именно были потрачены ворованные деньги, судом установлено не было. В ходе предварительного следствия было заявлено подозрение, что часть из них ушла на предоплату купленной Сергеем Вороновым квартиры с целью отмывания этих средств.
Сам Воронов подтвердил, что в сентябре 2007 года он заключил предварительный договор о покупке двухкомнатной квартиры на Цэсовской набережной общей площадью 133 кв. м и внёс в кассу ООО «Сибирская компания» предоплату в сумме 850 тыс. рублей, однако подчеркнул, что это были его собственные накопления.
В судебных прениях и прокурор Светлана Почепова отказалась от поддержания этого обвинения, заявив, что достоверного подтверждения ему найдено не было, к тому же размер этой суммы не является крупным.
В итоге 850 тыс. рублей, «зависшие» на 3,3 года в воздухе, так как в период следствия на них был наложен арест, суд постановил передать в пользу ДСИО в счёт удовлетворённого гражданского иска. Этот иск предполагает, что ещё 39 млн. 688 тысяч 500 рублей Воронов с Бушуевым должны будут выплатить Дорожной службе солидарно.
«Это эмоции»
Приговор подсудимые восприняли очень спокойно. Как позже признался общественный защитник Сергея Воронова Алексей Крисламов, на оправдание они «точно не рассчитывали, и на меньший срок тоже».
«Для нас это оптимальный вариант», – отметил Крисламов. По его словам, в ходе оглашения приговора сторона защиты «даже испугалась», что Воронову дадут восемь лет, а не шесть – именно на таком сроке для бывшего вице-губернатора настаивало обвинение. Бушуеву прокурор Светлана Почепова просила назначить 7 лет лишения свободы. «Так что нам повезло, если в такой ситуации можно говорить об этом», – сказал Алексей Крисламов.
Единственное уточнение, которого попросил Сергей Бушуев после оглашения приговора, – будет ли назначенный ему срок лишения свободы исчисляться с момента задержания, то есть с 27 сентября 2007 года. Судья подтвердила, что всё время, которое обвиняемые содержались под стражей до вынесения приговора, входит в срок наказания, и Бушуев удовлетворённо кивнул.
На вопрос «Конкурента», станут ли они с Сергеем Вороновым как-то комментировать вменённые им преступления, бывший чиновник ответил отрицательно. «Нет, мы говорить ничего не будем, – покачал головой он. – Но с вами в суде было приятно находиться».
Сам Воронов тоже изначально не собирался ничего комментировать, сославшись на своё последнее слово, в котором он пообещал не оспаривать любое решение суда, вынесенное в отношении него. Однако всё-таки не сдержался и довольно экспрессивно заявил из-за решётки, что «в Иркутской области нет правосудия» и «после грядущих БЭФов можно будет пересажать всех замов губернатора, так что их, наверное, скоро вообще не останется».
– Сергей Васильевич сегодня выкрикивал определённые вещи, но я думаю, что это эмоции, надо всё переварить, оценить, – попыталась смягчить ситуацию адвокат Ирина Френкель.
Несмотря на всё вороновское возмущение правосудием, наблюдатели уверены, что оспаривать решение Кировского суда он действительно не будет.
– Дело в том, что преступления, в которых обвинены Воронов и Бушуев, относятся к категории тяжких и подразумевают возможность прошения об условно-досрочном освобождении по истечении половины срока их содержания под стражей, – заметил в разговоре с корреспондентом «Конкурента» эксперт коллегии адвокатов «Большой Иркутск» Вячеслав Плахотнюк.
Сергей Воронов как раз отсидел половину положенного ему срока – 3 года и 3 месяца, а Виктор Бушуев даже больше половины. Так что они имеют полное право на прошение об УДО. Но только после того, как приговор вступит в силу – а для этого нужно, чтобы не было подано кассаций. Защита уже заявила о своём отказе от них, дело за обвинением. Пока прокурор Светлана Почепова на тему того, насколько сторона обвинения удовлетворена приговором, говорить отказалась.