Как смоделировать Иркутск
Хотели бы вы увидеть созвездие Иркутского кремля? Собор Богоявления, две Спасские церкви – каменная и деревянная, арка цесаревича Николая, Казанский кафедральный собор, крепостные стены, сторожевые башни. Есть люди, для которых это не просто мечта. Архитектор-дизайнер Борис Яровой уже десяток лет исследует материалы по Иркутскому острогу. Он мечтает о создании в Иркутске историко-архитектурного заповедника «Иркутский кремль». «Эта идея не так уж далека от реальности воплощения», – убеждён он. И знаете, идеи Бориса Ярового не одиноки в пространстве города. «Конкуренту» также удалось узнать сразу о двух независимых идеях создания виртуального Иркутска. Если всё будет удачно, то Иркутск исторический появится ещё и в 3D-моделях.
История Иркутской крепости у нас под ногами – остатки стен, башен, деревянной Спасской церкви. Каменная Спасская церковь – единственное, что сохранилось от южной стены острога сейчас. «Тема острога в архитектурной среде Иркутска почему-то остаётся невостребованной, – удивляется Борис Яровой, архитектор, ведущий научное исследование при ИрГТУ. Его работа сейчас посвящена определению исторических границ Иркутского острога 1670–1693 годов. По некоторым итогам работ опубликованы материалы в журнале «Земля иркутская». Борис Яровой считает, что определил местоположение Иркутского острога 1670 и 1693 годов постройки на современной карте города.
Темой он увлёкся ещё в 2000 году. Сотрудничая с музеем истории города Иркутска – тогда директором его был Вадим Шахеров, – Борис выполнил к 340-летию столицы Приангарья макет-реконструкцию острога для музея. «Я погрузился в исторические материалы с головой, и сейчас, по прошествии времени, я всё ещё работаю над макетом: изучаю материалы, создаю эскизы, чтобы более достоверно выполнить реконструкцию внутренней планировки, строений, деревянной Спасской церкви, части посада, скорректировать сделанное с точки зрения добытых новых знаний. В музее, возможно, скоро будет увеличена экспозиционная витрина для макета, и я надеюсь его вскоре доделать». Борис говорит, что в научном и творческом процессе ему повезло на встречи с замечательными людьми, обо всех рассказать здесь невозможно: «Очень помогли историки Алексей Гаращенко, Сергей Медведев, Евгений Шободоев, Вадим Шахеров. Они натолкнули меня на мысль, что можно по планам Иркутска разных лет, используя данные археологии и текстовых, графических документов, восстановить планировку острога 1693 года».
Иркутский острог был основан в 1661 году, это была крепость 19 на 17 метров. В 1670 году служивый человек Андрей Барнешлев завершил строительство второго, деревянного острога на восемь башен, длина каждой из четырёх стен – 108 метров. Стены же были тыновые. Через два года в центре острога появилась деревянная Спасская церковь. В 1693 году крепость была расширена, длина рубленых стен увеличилась до 130 метров. К 1710 году в южной стене острога завершилось строительство каменной Спасской церкви. А в 1716 году Иркутский острог частично горел, но затем был восстановлен. К 1790 он обветшал и его разобрали. Свидетели тех интересных времён – Спасская церковь и собор Богоявления.
Планы острогов 1661 и 1670 годов пока не найдены в архивах. Но есть текстовые документы: при передаче крепости от воеводы преемнику или в иных важных случаях составлялся счётный список, опись – описание острога. «Известны также зарисовки и несколько планов Иркутска с остатками стен острога 1693 года, с поправкой на перестройку восточной стены после пожара 1716 года, – говорит Борис Яровой. – Многие историки брались за эту тему. Попытки реконструкции Иркутского острога есть у исследователя Кочедамова, художника Лебединского. Они не точны. Труды на эту тему есть у профессора Александра Дулова, архитекторов Николая Крадина и Александра Ополовникова». Известно, что в 18 веке здесь побывала экспедиция Миллера, и художник Люрсениус изобразил острог со стороны Ангары. Крепость прорисована достаточно чётко. Красавица восьмигранная Сергиевская башня была высотою почти как сегодняшний шатёр Богоявленского собора.
О загадках Иркутского острога Борис Яровой, похоже, готов говорить бесконечно. К примеру, сама судьба Сергиевской башни – белое пятно. Когда в 1716 году пожар уничтожил часть восточной стены острога, осталось так и непонятным, то ли Сергиевская башня уцелела, то ли её восстановили. Но деревянный Спас сгорел, и колокола с его колокольни перенесли именно на эту башню. «Иногда встречаю на сайтах такую фразу: «Деревянная Спасская церковь сгорела, а на её месте построили каменную». Это неверно! С 1710 до 1716 года в Иркутске была уникальная ситуация: деревянная Спасская церковь стояла рядом с каменной», – рассказывает Борис Яровой.
Экспедиция Сергея Лаптева
Повезло острогу 1693 года. Ещё в 1928 году историк Сергей Лаптев вместе с коллегами провели грандиозную археологическую работу. Исследователь ориентировался при своих раскопках на некий план города, датированный 1728 годом. Сейчас этот план, похоже, утерян. Работу Лаптева Борис Яровой называет не иначе как чудом: всего за десять дней они выявили весь периметр острога 1693 года и перенесли на план Иркутска 1923 года. Сейчас это бесценный материал для дальнейшей работы.
«В своих работах я сопоставил планы разных лет, – рассказывает Борис Яровой. – Сложность была в том, что старые планы масштабировались в саженях и дюймах, а у нас всё в метрах и сантиметрах. Был сделан картографический перевод в современный формат. Результаты исследования, проверенные затем текстовыми источниками, – найденные границы острога 1693 года постройки и нанесение их на современную карту». Ещё одну счастливую находку сделали археологи ИГУ в 2007–2008 годах. Когда они копали у Спасской церкви, то обнаружили у северной стены храма остатки тыновой стены. Яровой, используя сведения раскопок 1928 года и новые данные, при помощи компьютерных методов проанализировал его местоположение и считает, что загадочная стена принадлежит острогу 1670 года. Более того, ему удалось проследить, как территориально развивалась крепость. Результаты исследования опубликованы.
Проезжая Спасская башня острога, от которой шла дорога на Ангару, – ещё один загадочный объект. Она была первым храмовым сооружением острога и, судя по документам, не меняла своего места. Башня перешла из острога 1670 года в острог 1693 года и прослужила в крепости около 120 лет! В своё время историк Александр Дулов в работе «Иркутский острог» сделал предположение, что крепость как раз развивалась от северной и западной стен на восток и на юг. Известно, что линия северной стены острога вдоль Ангары не изменялась. По гипотезе Бориса Ярового, границы острога 1693 года расширились от рубежей 1670 года на запад и восток примерно на 5–6 метров, а отступ на юг был больше – около 16 метров.
«Сейчас всю имеющуюся информацию, планы, схемы острогов разных лет я свожу воедино, – говорит Борис Яровой. – И можно будет обозначить топографические координаты острогов. Если мои сведения помогут археологам, они сделают свой шаг, а после проведения их работ можно сделать ещё более мощный рывок в плане архитектуры». Свою научную работу по изучению границ острога Борис Яровой намерен завершить в 2011 году.
Он уверен, что необычные находки ещё ждут в федеральных архивах. Ведь почти все имеющиеся исторические документы когда-то были свезены в Российский государственный архив древних актов, возможно, ещё в ряд центральных архивов. Можно было бы заняться поисками чертежа Иркутского острога, на основе которого Семён Ремезов сделал чертёж острога на своей карте и в «Чертёжной книге Сибири». Известно, что Андрей Барнешлев, строивший острог 1670 года, отослал царю челобитную. Текст её известен, и Барнешлев говорит, что вместе с челобитной шлёт чертежи.
«Наверняка неисследованные материалы из истории города ждут открытий в далёких от Иркутска архивах», – уверен Яровой. К примеру, в Ярославле, архитектурном заповеднике, хранится архив архиепископа Нила, который в своё время служил в Иркутске, а потом был переведён в Ярославль. У него был собран значительный архив по истории иркутского края, его храмов, которые напрямую связаны с историей развития города, острога. Если бы только у иркутских историков была возможность продолжительно поработать в архивах! «Ведь у нас ещё много замечательных специалистов, в первую очередь историков, умеющих работать с документами тех веков», – говорит Борис Яровой.
«Башни, пушки, корабли»
78120 квадратных метров – площадь выявленного археологического памятника «Иркутский острог»: сквер Кирова, улицы Ленина, Набережная и Сухэ-Батора. Открыл его в 20-х годах археолог Павел Хороших. Вот и всё, да ещё Спасская церковь, что у нас есть в реальности от острога. В 90-х годах историк Олег Бычков говорил о том, что в Иркутске нужно создать исторический заповедник «Иркутский кремль», поскольку сюда входит красивейший церковный ансамбль. «Мы мечтать тогда не могли, что можно эту идею осуществить, – говорит Борис Яровой. – И сейчас это не просто. Моё мнение, как архитектора: необходимо градостроительными, законодательными мерами сохранить для потомков и культурного потенциала города этот участок, в границах от улицы Бограда, где была Чудотворская церковь, до улицы Декабрьских событий (Владимир-ская церковь). От здания «Востсибугля» (Тихвинская церковь) до Ангары. Определить его статус как «историко-архитектурный заповедник», как в некоторых исторических городах, оградить его от пролегания новых автомобильных трасс, от новостроек. Тем самым объединится исторически сложившаяся территория Иркутского кремля, включающая в себя все существующие и утраченные храмы».
«Одна из вершин и задач этой идеи, к которой можно и нужно стремиться, – это реконструкция на прежнем месте Иркутской крепости 1693 года, – убеждён Борис Яровой. – Можно воссоздать проезжие Спасскую и Сергиевскую башни, отлично вписывающиеся в Иркутский кремль деревянную Спасскую церковь, арку цесаревича Николая, часть крепостной стены, антураж – пушки, корабли. Привлекать туристов, проводить экскурсии, лекции для школьников, студентов – архитекторов, историков, создать исторически живое место культурного отдыха иркутян и гостей. В стенах и башнях можно разместить экспозиции, мастерские, классы для творчества. Соответственно, перед этим широким полем пройдут археологи-историки, после можно запланировать в цокольных этажах музей археологии, подобный Царицынскому в Москве. Многие называют мысль о реконструкции и музеефикации утопической. Спрашивают: «Как вы перекроете движение в конце улицы Сухэ-Батора? Какие башни?». А я уверен: если бы город захотел – и власти, и народ, – это было бы вполне выполнимо. Может, юбилейный год подарит такую возможность?».
Примеров, когда на современном участке восстанавливали бы древний острог, в России практически нет. А у Иркутска есть уникальный шанс быть первым. «Во многих городах на том же месте сделать это очень сложно, поскольку центр уже сильно застроен, – говорит Борис Яровой. – У нас же есть шанс сделать всё так, как было. По силе восприятия реконструкция острога на прежнем месте, показывающая точку отсчёта в истории города, – очень ценный фактор».
3D-острог
«Конкуренту» удалось узнать сразу о двух, независимых друг от друга проектах 3D-моделей Иркутского острога. Первый – в составе сайта исторического Иркутска, который делает студент ИрГТУ Фёдор Малков, второй – совместный проект Бориса Ярового и Сергея Теплова.
Через несколько лет студент-первокурсник кибернетического факультета ИрГТУ Фёдор Малков получит специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управления». А пока у него свои виды на 3D-острог. «Он будет полностью объёмный, его можно будет крутить в любом направлении, рассматривать с любой точки», – рассказывает студент. Для него острог – это только маленькая часть большого проекта по созданию исторического сайта. За проект «Старый Иркутск» Фёдор Малков удостоился третьего места во Всероссийском конкурсе «IT-прорыв» в номинации «Лучший IT-проект по сохранению культурных ценностей». Фёдору вручили нетбук и жёсткий диск.
«Темой истории города я увлёкся ещё в 14 лет, на летних каникулах нашёл программку для раскрашивания фотографий. Раскрасил старые фото Иркутска, до меня их тоже раскрашивали, но я узнал об этом позже. Выложил в Интернет, – рассказывает Фёдор. – Я всё думал, как вывести проект на новый уровень. И вот родилась идея. Хотелось бы сделать максимально наполненный сайт по истории города, поскольку краеведческие сайты обычно посвящены локальным направлениям». Вся информация на сайте может быть распределена по годам, событиям, личностям, местам, зданиям и предметам, археологическим периодам.
Сейчас у Фёдора хранятся фото оригинальных старинных открыток с видами Иркутска, он сам делал фото-графии школьных журналов 1943–1944 годов, аттестатов выпускников военных лет, легендарных писем-треугольничков. «Мы предложили фронтовику Николаю Алфёрову открыть на сайте сбор средств на публикацию его книги об иркутских ветеранах, может быть, он согласится. Мне бы хотелось получить у авторов разрешение на публикацию страниц книги «Иркутск на почтовых открытках», – делится студент планами. – Возможно, мы займёмся архивами школьных музеев, семейными архивами. И самое главное – нам обещал помочь с материалами музей истории Иркутска».
Фёдор хочет привлечь к проекту как минимум пять человек. Желающие уже есть. «Я ищу сейчас людей, которые увлекаются 3D-моделированием, – рассказывает Фёдор. – Мы получили предварительное согласие музея истории Иркутска на то, чтобы сфотографировать находящийся у них макет острога, сделать необходимые зарисовки, замеры и на основании этого составить 3D-модели. В музее стоят специальные экраны, и 3D-модели можно разместить на них. Это будет впечатляющее зрелище. А ведь и каждый предмет в музее имеет свою историю. Можно сделать в поддержку к модели острога и 3D-модели экспонатов, если кто-то серьёзно этим займётся».
«Если сайт начнёт успешно работать, через несколько лет я его переделаю. Сейчас он будет на готовом движке, а потом я переведу его на то, что сам напишу. Вполне возможно, что этот проект станет моей дипломной работой», – говорит Фёдор. Он обещал, что сайт будет готов до конца зимних каникул. «Мне этот проект самому очень интересен, – признаётся наш собеседник. – А о каких-то бонусах для себя, кроме того что идея будет жить и развиваться, я не думал».
У Бориса Ярового идея ещё глобальнее. В 2001 году большой поклонник деревянного зодчества Сергей Теплов по чертежам Ярового создал виртуальную 3D-модель Иркутского острога. «Были отрисованы сам острог, люди, лошади, орудия труда, – рассказывает Борис. – Можно было пройти вдоль самой крепости, реки, по ландшафту, зайти в строения». Хоть проект оказался и не востребован музеем, результаты этой работы были настолько впечатляющими, что возникла идея проекта «Виртуальный Иркутск», на сей день никем финансово не поддержанная. А ведь возможности 3D-графики безграничны. Можно сделать архитектурное моделирование всего города в динамике его развития, создать структуры города в разных временных точках, с возможностью использовать материал в архитектурных, строительных, научно-образовательных целях. Можно писать научно-популярные работы, создавать игры, присоединяться к международным проектам. А при должной технической поддержке возможно осуществить «перетекание» облика из одной временной даты в другую, с попутным моделированием исторических процессов, отслеживанием биографий исторических личностей. В этой виртуальной городской среде можно и нужно было бы утверждать или не утверждать 3D-проекты новостроек на улицах нашего исторического города.
Автор проекта не нашёл поддержки в администрации Иркутска. «Похожие проекты уже частично реализованы в Интернете. Но речь идёт о комплексном проекте виртуального города, не только исторического, но и современного, – говорит Борис Яровой. – Самое трудное – это создать объекты, информационные блоки, распределённые по временам, темам, с проработкой связей между ними. Для этого в городе всё есть: выдающиеся специалисты – историки, политики, социологи, правоведы, архитекторы, дизайнеры, кибернетики, вузы, крупные музеи. Важно сподвигнуть многих, чтобы это был большой, комплексный проект». У одних есть право принимать решения, а у других – вера и желание делать. Возможно, второе посильнее будет.
Материалы для иллюстрации предоставлены Борисом Яровым