Бензин замедленного действия
Ценники на иркутских АЗС с начала года уверенно поползли вверх. Стоимость одного литра бензина всего за две недели успела увеличиться не менее чем на 50 копеек, дизельного топлива – на 1-2 рубля. Владельцы АЗС объясняют это ростом оптовых цен на нефтепродукты, который был спровоцирован почти двукратным увеличением акцизов с начала года, и говорят, что это далеко не последнее повышение в этом году. Тем временем рост цен на бензин уже вызвал цепную реакцию в потребительской сфере. Продуктовые сети прогнозируют увеличение стоимости основных продуктов питания в пределах 5–10%, а аналитики предупреждают о новом витке инфляции.
Ценовой передел
За две декады января владельцы АЗС успели уже дважды поднять стоимость топлива. И сейчас с уверенностью заявляют, что это не предел. Больше всего за этот период выросло в цене дизельное горючее: если бензин с начала года подорожал в общей сложности на 0,5–1 рубль, то дизтопливо – не менее чем на 1-2 рубля. В результате средние цены на бензин марки Аи-98 на иркутских АЗС в середине недели составляли 29,1 рубля за литр, Аи-95 – 27,7, Аи-92 – 25,8, Аи-80 – 22,3. Цена на дизельное топливо остановилась на отметке 26,8 рубля за литр. Для сравнения: в феврале 2010 года стоимость Аи-92 составляла 18,9 рубля за литр, Аи-95 – 20,3, дизтоплива – 18,3. В среднем по стране цены на бензин, по данным Росстата, с начала года выросли на 0,7%, на дизельное топливо – на 1,7%.
Основной причиной роста стоимости владельцы АЗС называют произошедшее с 1 января 2011 года увеличение акцизов на нефтепродукты. Считается, что таким образом федеральные власти намерены компенсировать бюджетные потери от снижения транспортного налога. Однако, несмотря на то, что в первую очередь налоговая нагрузка ложится на нефтедобывающие и перерабатывающие компании, розница уже также ощутила последствия данного налогового нововведения. В результате продавцы переложили возросшие издержки на потребителя. В среднем, как рассказал представитель компании «КрайсНефть», акцизы на топливо по сравнению с прошлым годом выросли примерно на 40%. «В итоге сегодня оптовые цены приближаются к розничным, а это значит, что стоимость топлива будет расти и дальше», – считает один из собеседников «Конкурента». По данным компании «Иркутскнефтепродукт», если в 2010 году размер акциза по одному из видов топлива составлял 3,5 тыс. рублей за тонну, то в этом году он вырос более чем на 2 тыс. рублей и достиг 5,6 тыс. рублей за тонну.
Не помогло удержать цены даже традиционное снижение спроса на горючее, которое, по словам участников рынка, наблюдалось в зимние месяцы в предыдущие годы. Владельцы АЗС считают, что это связано как с общей рыночной ситуацией, так и с некоторым дефицитом запасов нефтепродуктов в регионе. Этим, в частности, объясняют высокие темпы роста стоимости дизельного топлива представители «Иркутскнефтепродукта».
– Оптовые цены для нас устанавливает «Роснефть» (крупнейший поставщик нефтепродуктов в регионе. – «Конкурент»), – объяснил представитель компании «Иркутскнефтепродукт», входящей в структуру «Роснефти». – При этом отпускная стоимость зависит прежде всего от ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения, а также ряда чисто технологических факторов, таких как расходы на добычу, переработку и транспортировку горючего.
Эксперты тем временем уже строят пессимистичные прогнозы на предстоящий год. «По нашим оценкам, к концу 2011 года следует ожидать 30-процентного роста стоимости топлива, – говорит аналитик инвестиционной компании «Финам» Александр Ерёмин. – Тем более что сейчас наблюдается относительно высокий уровень мировых цен на нефть, свыше 90 долларов за баррель. Плюс рост темпов инфляции на фоне увеличения потребительского спроса». В 2010 году, напомнил он, цены на нефтепродукты в стране выросли в среднем на 24%. При этом аналитик подтвердил, что повышение цен на бензин и дизельное топливо скорее всего будет происходить постепенно в течение всего года. «С одной стороны, это связано с высоким уровнем конкуренции между продавцами, с другой – с их растущими опасениями, что на сбытовой сегмент увеличится давление со стороны ФАС», – объяснил Александр Ерёмин. Сами заправщики в этой ситуации опасаются, что такая попытка удержать цены на бензин от резкого скачка уже в ближайшие месяцы может отрицательно сказаться на рентабельности их бизнеса.
Рыночная реакция
На рост цен на бензин тем временем уже отреагировал потребительский сектор. По данным Росстата, с начала года успели подорожать гречневая крупа (в среднем на 3,2%), пшено и сахар-песок (2,1%), а также говядина, яйца, молочные продукты, подсолнечное масло (0,8–1,2%). Причём, как показывает местная статистика, этот рост даже больше, чем в декабре прошлого года, когда потребительские цены на все товары и услуги в регионе увеличились на 1,1%.
Иркутские продуктовые сети сейчас готовятся к новому витку удорожания продуктов. Хотя, как пояснила коммерческий директор компании «Розничные технологии» (владеющей супермаркетом «Пятый элемент») Ольга Климова, этому способствуют не только растущие транспортные расходы, но и тарифы на электроэнергию и тепло, производственные надбавки оптовиков, аренда и прочее. «В результате наблюдается довольно значительный рост цен, в пределах 5–8%, по широкой группе товаров. Впрочем, все вопросы, касающиеся ценообразования, правильнее адресовать оптовикам, потому что именно они закладывают растущие издержки в стоимость своей продукции», – говорит она.
Оптовики, между тем, данную тему комментируют сдержанно. Как рассказала «Конкуренту» ведущий менеджер торгового отдела СПК «Окинский» Оксана Татаринова, с начала года сеть не увеличивала стоимость товаров. «Пока мы смотрим, как поведут себя другие производители, наши конкуренты, – объяснила она. – Но если они начнут повышать цены, то мы, соответственно, тоже». Не объявлял пока о повышении цен и другой крупный производитель молочной продукции в регионе – компания «Вимм-Билль-Данн». «Однако происходящий сейчас рост стоимости топлива, безусловно, скажется на себестоимости продукции», – говорит руководитель по внешним связям компании в Сибири и на Дальнем Востоке Антон Калтыгин.
Какую долю занимают транспортные расходы в конечной стоимости продукта, производители, как правило, не говорят. Лишь уточняют, что это «значительная статья расходов». Александр Ерёмин считает, что в зависимости от специфики производства затраты на транспортировку могут достигать 5–15%.
– Естественно, рост стоимости энергоносителей станет дополнительным негативным фактором и будет оказывать давление на индекс потребительских цен, – объяснил он «Конкуренту». – По нашим прогнозам, по итогам 2011 года уровень инфляции достигнет 9,5% (по итогам 2010 года – 8,8%).
Впрочем, как рассказал финансовый директор сети супермаркетов «Берег» Андрей Ковшаров, общее увеличение цен за год в любом случае будет в несколько раз выше уровня инфляции. «За прошлый год цены на продукты питания выросли в среднем на 20–25%», – говорит он. Его прогноз на этот год ещё более пессимистичный: только в ближайшие месяцы стоимость может подняться примерно на 10%, и это повышение коснётся почти всего товарного ряда. «К примеру, с 20 января Иркутский молокозавод увеличивает на 10% цены на свою продукцию. Вслед за ним это вынуждены будем сделать и мы», – сказал он.