издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки Ильи Джинчвелашвили

  • Автор: Надежда КУЛИКОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Спрашиваю у его учеников: «А Илья Тамазович, он какой?». Отвечают: «Добрый, справедливый, умный, хороший человек, надёжный, понимающий, верный друг», «Умеет слушать», «Никогда не кричит и не ругается», «С ним всегда-всегда интересно», «Ему можно задавать самые сложные вопросы, и он всегда поможет найти ответ, а если вдруг не знает, никогда не делает вид, что знает, а честно признаётся, и тогда можно с ним вместе эту информацию искать». А одна девочка сказала про него: «У Ильи Тамазовича во-о-от такая душа», – и показала руками, какая именно…

Вообще-то душу трудно измерить, её ведь в графики и диаграммы не загонишь. И в килограммы с сантиметрами не переведёшь. Хотя вот говорят же «большое сердце». И как-то так по умолчанию получается, что большое сердце частенько выступает синонимом большой души.

Сердце у Ильи Джинчвелашвили обычное, человеческое, отбивает положенное количество положенных ударов в минуту. Так он сам о себе говорит, когда ему такой вопрос задаёшь: «Откуда в вас, Илья Тамазович, большое сердце?». Отвечает и улыбается мягко, и отчего-то начинает казаться, что где-то вдалеке звучит напевная мелодия со словами на непонятном языке: «Читигврити мопринавда хов нани на… Ме шрошани мегонао хов нани на…».

– Это по-грузински, – Илья снова улыбается. – Я эту песню после возвращения из Тбилиси записал. К бабушке ездил в 2005 году, там и услышал. Правда, красивая? Очень красивая.

«Я люблю Грузию! Даже сложно объяснить почему. Хотя здесь всё далеко не благополучно… Всё равно здесь хорошо! У меня замечательные братья, у меня самая лучшая на свете бабушка…» – так записал Илья в своём дневнике, когда вернулся в Иркутск.

Иркутск для него – родина. Почти всю свою жизнь он прожил здесь в семье дедушки, известного иркутского учёного, профессора Владимира Афанасьевича Коваленко. Правда, было шесть лет паузы, когда в 1991-м он поехал погостить к отцу, а там такое началось… Он вернулся в Сибирь только в 9 класс. 

Вот как вспоминает своего ученика его классный руководитель, учитель иркутской школы № 19 Тамара Алёхина:

– В школе Илья был не просто отличником, но человеком с активной жизненной позицией. Он всегда всем помогал. Его очень уважали одноклассники. А для нас, учителей, он был примером идеального ученика: всегда готовый к любому уроку, очень предупредительный молодой человек, который относится к окружающим с уважением. Я преподавала химию, а Илья химию очень любил, был победителем городских и областных олимпиад. Но это была личная его заслуга, потому что он обладал главным качеством ученика – умением самостоятельно добывать знания.

Илья окончил школу с золотой медалью. Дед хотел, чтобы внук стал врачом, но Илья стал учителем. Впрочем, не так. Учителем он стал намного раньше. Учась ещё на втором курсе университета, он начал работать в родной 19-й школе, где ещё школьником основал школьную общественную организацию «Малая академия», которая впоследствии была реформирована в более серьёзную и большую Иркутскую областную общественную организацию интеллектуального и творческого развития детей и молодёжи «Байкальская академия образования». Илья самостоятельно разработал устав, все основные программные положения, зарегистрировал, потом написал программу «Ученик 21 века».

– Тогда в школе началась по-настоящему интересная научная работа, – вспоминает учитель русского языка и литературы школы № 19 Валентина Чуканова, – постоянно проводились научно-практические конференции, в которых принимали участие ученики школ города, а потом и области. Более того, когда из школы ушёл её директор Виктор Леонидович Парыгин, который много лет возглавлял весенние ледовые переходы по Байкалу, именно Илья подхватил его инициативу.

После окончания университета Илья продолжил свою работу в школе уже в качестве учителя химии и классного руководителя в одном из самых трудных седьмых классов. Он был самым молодым классным, что не помешало ему добиться выдающихся результатов: бывшие двоечники стали твёрдыми троечниками и даже хорошистами и не только окончили девять классов, но и сумели перейти в десятый. 

– Могу сказать вам, что немногие учителя, проработавшие в школе не один десяток лет, бывает, заслуживают столько слов благодарности, сколько получил Илья от детей, их родителей и своих коллег, – говорит Тамара Алёхина.

Когда в школах появилась новая должность заместителя директора по информационным технологиям, Илье предложили её занять. И снова не ошиблись. Вероятно, тогда это был самый молодой заместитель директора в Иркутске. Сегодня стаж его административной работы уже пять лет, и многие коллеги говорят о нём как об опытном квалифицированном специалисте. Сейчас Илья Тамазович Джинчвелашвили работает заместителем директора по научно-методической работе МОУ «Лицей № 1 г. Иркутска».

– Высокий уровень профессионализма, большой опыт практической работы являются бесспорными достоинствами Ильи Тамазовича, – говорит директор лицея Вячеслав Четвертаков. – При этом он активно делится опытом с коллегами, регулярно проводит всевозможные обучающие семинары, выступает с докладами для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений города и области.

А ещё он является серебряным лауреатом кадрового резерва «Профессиональная команда страны». А ещё на «отлично» окончил аспирантуру педуниверситета с представлением  диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук на тему «Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования как средство повышения обучаемости». А ещё с недавнего времени он активно работает в благотворительном фонде социально-образовательных инициатив «Байкальский свет», будучи одним из его соучредителей (совместно с областным женсоветом, Иркутским отделением Всероссийского педагогического собрания и Благотворительным фондом Юрия Тена). И это при том, что его педагогический (да и общий) стаж всего 10 лет.

– Илья Тамазович столько сделал для наших детей – словами не передать! – говорит мама бывшего ученика школы № 19, ныне студента Санкт-Петербургского университета Юрия Банщикова, Елена Банщикова. – Я прекрасно помню, как Юра целыми днями пропадал в школе. Сразу после уроков бежал в «Малую академию», где они постоянно чем-то занимались, придумывали конкурсы, рисовали газеты, делали доклады, ставили научные опыты. Чем только не занимались! Илья Тамазович оказал на моего сына очень большое положительное влияние. Он стал для него настоящим авторитетом: «Илья Тамазович сказал», – и это было окончательно. Я думаю, он научил наших детей главному: учиться, самостоятельно добывать знания и ценить дружбу.

– Илья давно уже перерос нас, – говорит Тамара Алёхина. – Теперь уже мы советуемся с ним по многим вопросам, и он помогает нам найти на них ответы. И в то же время он не считает зазорным советоваться с нами и всегда прислушивается к нашему мнению. 

– Всего в жизни Илья добивается сам, – добавляет Валентина Чуканова. – У него нет тех, кто помогал бы ему материально или продвигал по карьерной лестнице. Я уверена: нам нельзя терять таких людей в образовании. Потому что в первую очередь он всегда думает о детях и их будущем и редко – о себе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры