Одиночество в системе
Положа руку на сердце следует признать: мало кто может работать в декабре с той же отдачей, что и в течение всего года. И дело тут даже не столько в накопившейся усталости и недостатке солнечного света, сколько в естественной и понятной занятости семейными предновогодними хлопотами. В то же самое предновогоднее время областным властям – и в первую очередь губернатору и правительству – приходится работать как никогда интенсивно.
Ну вот и договорились
Декабрь 2010 года начался для губернатора Дмитрия Мезенцева в пред-вкушении больших проблем. Помимо сессии Законодательного Собрания, в ходе которой депутаты во втором, решающем чтении рассмотрели шестьдесят поправок к проекту областного бюджета на 2011 год, в первый же день месяца губернатор и члены правительства должны были в очередной раз уделить внимание нехватке вагонов, перевозящих уголь для муниципальных котельных. Отношения с железной дорогой вообще заняли значительную часть рабочего времени губернатора. Во время 27 сессии депутаты в весьма жёстких выражениях раскритиковали медлительность правительства в процессе формирования пригородной компании, протокол о создании которой правительство и руководство Восточно-Сибир-ской железной дороги подписали в сентябре, во время Байкальского экономического форума. Спустя две недели, 15 декабря, в ходе 28 сессии губернатор посвятил целую речь ситуации с созданием компании и довольно убедительно доказал, что дела обстоят, по крайней мере, не так просто, как их описывают депутаты и начальник ВСЖД (тоже депутат) Анатолий Краснощёк. Через два дня губернатор встретился с начальником ВСЖД лично и в очередной раз обсудил отношения региона с главным региональным перевозчиком грузов и пассажиров.
За неделю до Нового года заместитель губернатора Николай Хиценко провёл расширенное совещание с участием глав муниципальных образований, представителей прокуратуры области, регионального управления МЧС, Ростехнадзора, ОАО «Иркутскэнерго», ЗАО «Иркуткнефтепродукт», «Облкоммунэнерго», ОАО «Иркутскоблгаз» и ВСЖД: обсуждали, как и следовало ожидать при таком составе участников, перспективы прохождения отопительного сезона. Уж чего, казалось бы, в России делать не надо, так это в стотысячный раз обсуждать необходимость готовить сани летом, а нормативный запас топлива иметь на котельной всегда. Но вот оказывается, что всё увеличивающиеся цифры в номере года настолько затмили некоторым руководителям разум, что они забыли о необходимости и в XXI веке соблюдать элементарные требования безопасности, отчего Подмосковье (вследствие не такого уж экстремального стечения погодных обстоятельств) стремительно вернулось в своём развитии на 90 лет назад, в эпоху, предшествующую реализации плана ГОЭЛРО, а Приангарье, случись у нас нечто подобное, могло улететь и ещё дальше – в какой-нибудь малый ледниковый период. По счастью, и железная дорога выполнила свои обязательства, и погодные условия в декабре оказались не слишком обременительными для систем ЖКХ, и аварию, приключившуюся в Иркутске, удалось совместными усилиями ликвидировать до наступления печальных последствий. Более того, в декабре в области было сделано многое, чтобы повысить надёжность энергоснабжения: 3 декабря сданы в эксплуатацию линия электропередачи ВЛ-35 кВ «Голуметь – Новостройка», подстанция 35/10 кВ и распределительные сети в посёлке Новостройка, а 23 декабря – 20 км реконструированной ЛЭП «Мамакан – Мусковит» в Мамско-Чуйском районе.
Возвращаясь к теме отношений железнодорожников и правительства, следует отметить, что всех деталей переговоров нам, вероятно, всё равно никогда не расскажут, но, судя по тому, что 22 декабря губернатор принял участие в работе итогового заседания правления ОАО «РЖД», а о достижении соглашения о создании пригородной компании Дмитрий Мезенцев заявил только 27 декабря, переговоры и в завершающей стадии были весьма непростыми. Последнее по времени сообщение, связанное с процессом формирования многострадальной пригородной компании, датировано 28 декабря: правительство и железнодорожники согласовали состав совета директоров. Его возглавил вице-премьер регионального правительства, несмотря на то, что по задумке железнодорожников это место предназначалось начальнику ВСЖД. Аргументы о том, что это категорическая позиция Владимира Якунина, были вдребезги разбиты Дмитрием Мезенцевым. Губернатор прямо на совещании позвонил президенту РЖД, и совет директоров возглавил Николай Хиценко.
Деньги, деньги…
Каждому руководителю должно быть известно, что несделанное в течение года в конце четвёртого квартала исправить всё равно не получится, в лучшем случае – подлатать, чтоб не лопнуло в самый разгар праздничных каникул. Многострадальный посёлок Рудногорск, котельная которого работает на древесной щепе, и в отопительном сезоне 2010 года заставил говорить о себе – вопрос о снабжении котельной топливом в очередной раз решали на уровне правительства. Чтобы каждый «воин» управленческой армии знал своё место в строю и предписанный ему манёвр, 7 декабря губернатор провёл очередное заседание Регионального совета, причём выездное, в посёлке Бохан. Главам муниципальных образований сообщили новость, которую кто-то наверняка воспринял не без душевного трепета: на реконструкцию системы ЖКХ в 2011 году будет выделено около 500 млн. рублей, а к 2013 году инвестиции вырастут до 1,5 млрд. Чего ж тут трепетать? – спросит читатель и будет не прав: если бы речь шла просто о том, чтобы взять эту сумму и планомерно поделить между монтажно-ремонтными организациями, так это был бы просто праздник. Но с нынешним губернатором на эту сумму нужно будет действительно выполнить поставленную задачу, причём вовремя и с максимально возможным качеством. Опыта обращения с большими суммами, опыта контроля за качеством работ и соблюдением прочих поставленных региональными властями рамок у многих муниципальных руководителей попросту нет, и именно поэтому особого внимания заслуживает практика работы администраций Иркутска, Байкальска и Усть-Илимска.
Мэр Иркутска как раз 7 декабря отчитывался о ремонте дорог и, в сущности, сказал малоутешительные вещи. До 350-летия города, которое будет отмечено с федеральным размахом, осталось менее года, а у нас программа ремонта выполнена на 72%, да и из этого объёма значительную часть придётся переделывать по причине неудовлетворительного качества. В последние рабочие дни года, 27 декабря, в область поступили дотации из федерального бюджета в сумме 1,356 млрд. рублей, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности и оказание финансовой помощи моногородам, которых у нас, если при постановке диагноза соблюдать все требования Министерства регионального развития РФ, всего два: Байкальск и Усть-Илимск. Сумма, которая предназначена на оказание помощи моногородам, почти в два раза выше, чем дополнительные средства, выделенные муниципалитетам из областного бюджета: на 28 сессии было утверждено решение губернатора о выделении муниципальным образованиям 622 млн. рублей. Более мелкие суммы, распределённые в течение месяца в виде грантов и стипендий лучшим из лучших студентам, аспирантам и специалистам области, победителям конкурсов на лучшее муниципальное образование, лучшего работника милиции и лучшую усадьбу, составили приятный довесок к крупным предновогодним бонусам.
Отдельно Усть-Илимску в декабре достался 21 млн. рублей по соглашению между правительством области и Мин-экономразвития РФ; Иркутску – 7,3 млрд. рублей на объекты, возводимые к юбилею (в декабре губернатор заявил, что все объекты уже имеют стопроцентное финансирование); область в целом получит в 2011 году отремонтированных дорог на 1,7 млрд. рублей, более 300 млн. – на завершение строительства онкологического диспансера и ещё 8,4 млрд. рублей из Фонда обязательного медицинского страхования – на реформирование системы здравоохранения. 15 декабря, несмотря на возражения депутатов из оппозиционных фракций, в третьем и окончательном чтении был принят бюджет области на 2011 год, а 24 декабря минфин регионального правительства погасил очередной выпуск областного займа на 250 млн. рублей, доведя размер областного государственного долга до 6,9 млрд. рублей.
Давайте спорить конструктивно
Казалось бы, при таком финансовом раскладе политическая ситуация должна складываться для губернатора и правительства вполне благоприятно. Этого, однако, не случилось. Помимо демаршей оппозиции, объяснимых с точки зрения приближающегося большого избирательного цикла «Государственная Дума – президент Российской Федерации», с критикой действий губернатора всё чаще выступают и члены партии власти. Даже депутаты Законодательного Собрания из фракции «Единая Россия» критикуют действия исполнительной ветви власти в той сфере, где ответственность обеих ветвей как минимум равная, – в исполнении областных и федеральных целевых программ. Выступая в канун нового года на итоговой пресс-конференции, Антон Романов, депутат с большим стажем и весьма тонким политическим чутьём, заявил, что областные и федеральные программы в последние годы исполняются от силы на 50%, а виной всему – неправильный подбор кадров сменявшими друг друга губернаторами. Странно, конечно, что все три губернатора, начиная с Александра Тишанина и заканчивая Дмитрием Мезенцевым, так однообразно ошибаются в людях, но допустим, что это так. Дмитрий Мезенцев, очевидно, сам того не желая, несколько затянул процесс формирования правительства и мог бы оправдаться тем, что не ошибается тот, кто ничего не делает (а неназначенный министр или заместитель уж точно не навредит), дела же в области идут своим чередом. Но тут же получил обвинение в нарушении прописанных в Уставе области сроков и порядка согласования кандидатур в ЗС.
Чего добиваются таким способом критикующие губернатора политические и общественные деятели, пока не совсем понятно – слишком уж широк спектр обвинений: тут и «недооценённость доходной части бюджета», и «некачественная подготовка стратегии социально-экономического развития», и «неправильная кадровая политика». Последнее особенно интересно. Пока губернатор ищет сотрудников везде, где только можно, критикующие его – или уже пора говорить откровенно «оппозиция»? – в ответ на предложение прямо назвать тех, кто может заменить министра имущественных отношений Михаила Карасёва или заместителя губернатора Валерия Гребенникова (единственный недостаток обоих – «варяжское» происхождение) уклоняются от ответа и просят время подумать. Губернатор вот думает уже полтора года, и за это время в правительстве так и остались весьма существенные пробелы, которые давят на губернатора сильнее, чем на любого другого человека в области – то, чего не делают несуществующие министры, приходится делать самому Дмитрию Мезенцеву. Давление между тем нарастает по всем направлениям: федеральный центр следит за каждым шагом и по мере приближения юбилея Иркутска начнёт требовать отчёт за выделенные деньги; не упускают своего ни представленные в области крупные корпорации, ни профсоюзы и возглавляемые ими трудовые коллективы, ни общественные организации (и в первую очередь экологические).
Едва ли не самой сложной политической задачей, которая будет стоять перед губернатором в первые месяцы 2011 года, станет поиск союзников, способных не столько подставить плечо и помочь в трудную минуту, сколько не утащить за собой под грузом собственных проблем. Губернатор приветствовал состоявшееся утверждение в должности секретаря регионального отделения «Единой России» Александра Битарова и заявил, что 2011 год должен стать годом совместной эффективной работы правительства и партии. Если какой-то из элементов и вызывает сомнения, то это скорее партия: в её «итоговом протоколе» за 2010 год четыре проигрыша на выборах в крупных городах области, не слишком высокий рейтинг (даже Александр Битаров признал, что он менее 50%), полное отсутствие свежих идей и лиц. То же самое, причём в ещё более тяжёлой форме, можно сказать и обо всех остальных партиях и общественных объединениях: прекрасно научившись приспосабливаться к сменяющим друг друга губернаторам, все они утратили способность думать и действовать самостоятельно, без внешнего стимула, исходящего от органов власти. Иными словами, спустя полтора года после начала работы на посту губернатора области Дмитрий Мезенцев по-прежнему остаётся главным и практически единственным генератором идей и инициатив, а все остальные общественные и политические силы превратились в его эхо – кто позитивное, кто негативное.
И это большая проблема, стоящая перед регионом.