Магистральные приоритеты
Восточно-Сибирская железная дорога завершает год с достойными показателями
2010 год запомнился иркутянам несколькими событиями, связанными с Восточно-Сибирской железной дорогой. Это запуск медицинского поезда «Академик Фёдор Углов», изменение маршрута фирменного поезда «Байкал», который стал ходить из Иркутска в Санкт-Петербург, и, наконец, запуск совершенно нового маршрута Иркутск – Кисловодск. Однако это далеко не всё из того, чем жила Восточно-Сибирская железная дорога целый год.
Доля ВСЖД в грузообороте Иркутской области на сегодняшний день составляет 81%. В 2010 году отправлено грузов на 74,2 млн. рублей, львиную долю из них – 85% – составляют уголь, лес, нефть, железная руда. Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, дороге удалось не только сохранить динамику по отправлению грузов, но и выйти на рекордный для магистрали грузооборот. В 2010 году он составил 173,3 млрд. тонн на километр. Для улучшения эксплуатационной работы дороги была проведена тщательная работа по комплексному совершенствованию процесса управления перевозками. Внесены кардинальные изменения в технологию работы важнейших станций Тайшет и Иркутск-Сортировочный. Введён в эксплуатацию нечётный приёмо-отправочный парк на станции Нижнеудинск, пересмотрены график движения и внутридорожный план формирования поездов.
Особое внимание уделяется перевозкам таких социально значимых грузов, как уголь и лес. Дорога справилась с предъявленными объёмами грузоперевозок, обеспечила пропуск возросшего транзита на восток. Для этого была пересмотрена технология работы: дорога отказалась от смены локомотивов на станции Тайшет, через которую проходят поезда абакан-ского, красноярского направлений, а также на БАМ. Теперь они идут через Тайшет без остановки. На ВСЖД динамично развиваются контейнерные перевозки, за которыми, по словам специалистов, будущее грузовых железнодорожных перевозок. По результатам 2010 года ВСЖД отправила 110 контейнерных поездов.
Однако не только грузоперевозки являются приоритетом компании. В 2010 году отправлено 22,1 млн. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении – 18,6 млн. человек, поездами дальнего следования – 3,5 млн. человек. Особенной популярностью в нашем регионе традиционно пользуются фирменные поезда Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» – «Байкал» и «Баргузин». Их доля в перевозках составила более 405 тыс. пассажиров.
Самое знаковое событие для ВСЖД в нынешнем году – это изменение маршрута фирменного поезда «Байкал». Иркутск – Санкт-Петербург – таков новый рейс, в который «Байкал» отправился в последний день весны уходящего года. Жители всей Восточной Сибири ждали появления этого маршрута. Он стал единственной возможностью добраться до Санкт-Петербурга на поезде не только для пассажиров из Иркутской области и Республики Бурятия, но и для жителей Дальнего Востока, Забайкалья, Красноярского края.
В ноябре этого года со станции Иркутск-Пассажирский был отправлен совершенно новый поезд сообщением Иркутск – Кисловодск. Он будет курсировать один раз в неделю. Отправление из Иркутска каждое воскресенье, из Кисловодска – по пятницам. В составе поезда 15 вагонов, в том числе два вагона из Улан-Удэ, ещё два вагона будут присоединяться в Красноярске.
Конечно, развитие требует соответствующих вложений – денег, профессионализма, опыта. Подсчитать человеческую заинтересованность и преданность делу невозможно. Но финансовые инвестиции 2010 года составили 13,3 млрд. рублей. Для обеспечения требуемой пропускной и провозной способности на дороге в уходящем году реализовывались проекты реконструкции станций, удлинения приёмо-от-правочных путей, обновления устройств электроснабжения и автоматики. Выполнены реконструкция и перевооружение контактной сети на пяти перегонах, в том числе расположенных на горно-перевальном участке дороги Иркутск – Слюдянка. Сделан ещё один серьёзный шаг в обновлении подвижного состава. В 2010 году на дорогу поступили 52 новых локомотива, из них 21 пассажирский локомотив серии ЭП-1П и 31 грузовой локомотив «Ермак» серии 3ЭС5К.
Восточно-Сибирская железная дорога наряду с Октябрьской и Красноярской магистралями реализует пилотный проект по переходу на безотделенческую структуру. С 1 октября 2009 года дорога работает без четырёх отделений магистрали – Тайшетского, Иркутского, Улан-Удэнского и Северобайкальского. Создана принципиально новая структура управления дорогой, кардинально изменена схема работы. В рамках данного проекта на ВСЖД появились новые структуры, были преобразованы успешно работающие подразделения, пересмотрены функции центра управления перевозками.
Среди таких новых структур, созданных на дороге, – дирекция инфраструктуры. Соответствующий приказ о её создании был подписан начальником дороги 16 ноября 2010 года. Этот шаг можно назвать завершающим этапом на пути формирования вертикально интегрированной схемы на территории ВСЖД.
Сегодня на дороге имеются все необходимые ресурсы, стабильный кадровый потенциал. К 2030 году в границах ВСЖД планируется построить свыше 2 тыс. км новых линий. При этом грузооборот возрастёт почти на 70%, а пассажирооборот – на 30%.
ВСЖД – одна из немногих компаний, которым во время кризиса удалось избежать увольнений работников. Сегодня здесь работает около 52 тыс. человек. Средняя заработная плата составляет порядка 36,5 тыс. рублей. Социальный пакет на одного работника в 2010 году – 26,9 тыс. рублей. Дорога не оставляет своим попечением социальные объекты. Например, на балансе ВСЖД числятся 20 детских садов, 4 школы-интерната, 1 лицей. В Иркутской области работают 11 негосударственных учреждений здравоохранения ВСЖД. В них обслуживается более 94,8 тыс. человек.
В уходящем году реализован совместный проект ОАО «Российские железные дороги» и правительства Иркутской области по созданию передвижного консультативно-диагностического центра «Академик Фёдор Углов». За 2010 год осуществлено 13 рабочих поездок. В границах Иркутской области около 18 тысяч пациентов получили медицинскую помощь, более 1000 из них – ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
На сегодняшний день на ВСЖД действуют 16 объектов социальной направленности, из них 4 санатория-профилактория, 4 объекта культуры, 8 объектов спорта, 2 оздоровительных лагеря. На спортивных объектах функционируют 84 спортивные секции, в которых занимаются 3700 человек. Особое внимание руководство дороги уделяет социальной поддержке ветеранов. В юбилейный год Победы ВСЖД направила на ремонт жилья ветеранов Великой Отечественной войны более 9 млн. рублей.
Восточно-Сибирская железная дорога завершила год с отличными показателями. По итогам работы во втором квартале коллектив магистрали занял первое место в сетевом соревновании, а в третьем удостоился второго места.