Татьяна Немирич: «Я горела идеей так, что никто не мог устоять!»
«Приняли решение: будем зарабатывать деньги сами! Я горела этой идеей так, что никто в коллективе, как бы ни хотел «тлеть», не мог устоять. Да, конечно, я сталкивалась с сопротивлением своих коллег. Но однозначно давала понять: иначе не выживем. Желание не просто выживать, а хорошо жить в наше экономически нестабильное время было настолько сильным и выстраданным, что у нас не могло не получиться! Но и труда было вложено столько, что словами не описать. Зная все проблемы района, я за этот период вообще для школы ничего не просила. Все проблемы решали своими силами», – говорит Татьяна Николаевна Немирич, директор школы № 16 деревни Кулиш Чунского района Иркутской области.
На Всероссийском конкурсе «Директор школы – 2010» Немирич вошла в десятку финалистов. Организаторы первого конкурса намерены сформировать позитивный имидж руководителя образовательного учреждения и публично признать его личный вклад в развитие системы образования. Директор маленькой сельской школы из далёкой сибирской деревушки сумела доказать педагогическому сообществу всей страны, что главное в развитии школы не деньги (отсутствие достаточного финансирования традиционно называют причиной упадка современной системы образования) и не местоположение (городским школам выживать легче, чем сельским, – ещё один общепринятый постулат), а большое желание. И искренняя вера в то, что задуманное получится.
В конкурсе приняли участие 667 директоров школ из 81 региона России. В том числе и пять руководителей школ Приангарья. К слову сказать, Иркутская область оказалась единственным зауральским регионом, чей представитель попал в число финалистов – участников второго очного тура конкурса. А когда были подведены итоги, выяснилось, что в Сибири живёт и один из призёров – Татьяна Николаевна Немирич.
Своими силами зарабатывать средства на развитие школы – это как? А вот так: в школе было организовано собственное небольшое подсобное хозяйство. Всё сделали для того, чтобы содержание учебного процесса было максимально приближено к жизни села. В итоге получили реальную повседневную сельскохозяйственную практику не на словах и не по учебнику, а на деле, которая стала школу в буквальном смысле слова кормить. Помимо обычных предметов, Татьяна Николаевна ввела в расписание занятия, на которых детей подготавливали к сельскому труду – учили вещам для деревенского жителя очевидным и необходимым. И по этим предметам двоечников не было! Школа стала не просто социокультурным центром села – а в сибирских деревнях, особенно в глубинке, именно школа по-прежнему играет эту роль. Ведение общего хозяйства сплотило педагогический коллектив, адаптировало учеников к условиям сельской жизни.
Сейчас в планах у Татьяны Немирич открыть при школе филиал приюта для детей от пяти до девяти лет. И здесь она планирует начать с главного: приучить ребятишек к труду, научить их простым сельским истинам, которые помогли и помогают выживать обычной сельской школе. «На кого нам надеяться, кроме как на себя? – говорит Татьяна Николаевна. – Руки есть, желание есть. А при таком подходе всё получится».
Всё и получилось, и продолжает получаться. Сегодня Татьяне Немирич удалось поставить на ноги умирающую сельскую школу, находящуюся на грани закрытия. Директора не смутили тяжелейшие финансовые условия, практически полное отсутствие помощи со стороны. Она смогла увлечь своими идеями учителей и учеников так, что школа не просто выжила, но и дала возможность выжить самому селу. И этот опыт не мог быть не отмечен на самом высоком общероссийском уровне. В Москве ведь и не представляли (да и сейчас представляют слабо), где находится Чуна, деревня Кулиш. Но теперь опыт сельского директора будут распространять по всей стране. И возможно, он поможет не одной деревенской школе. Конечно, лишь в том случае, если найдётся директор-энтузиаст, способный своим примером и азартом в работе доказать, что по-другому в суровое время нельзя выжить. Как доказала это своим примером Татьяна Николаевна Немирич, директор школы № 16 деревни Кулиш Чунского района Иркутской области, призёр Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010».