От хаоса – к системе
Малоэтажное строительство ослабит напряжённость на рынке жилья
В 2010 году в Приангарье планировалось построить 460 тыс. кв. м жилья. За девять месяцев введено 352 тысячи, ожидаемый итоговый результат по году – 602 тысячи. Но особого повода для оптимизма нет. Прироста удалось достичь за счёт новостроек, заложенных в 2007–2008 годах. Столкнувшись с падением спроса, подрядчики стали сокращать производство и даже приостанавливать свою деятельность. О том, чего ждать от строительной сферы в наступающем году, в беседе с корреспондентом «Восточки» рассказывает президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат.
– Юрий Александрович, как бы вы оценили ситуацию, сложившуюся в строительной отрасли Приангарья?
– Ситуацию простой не назовёшь. Посудите сами: объёмы ввода жилья в области сократились, за последние 15 лет не запущен ни один цех по производству строительных материалов. Добавьте сюда затягивание сроков проведения торгов и оформления отводов земли, получение различных согласований и технических условий, которое занимает до двух и более лет, отсутствие планирования и развитой инфраструктуры, длительные сроки выдачи разрешений на строительство… Всё многообразие причин, сдерживающих рост жилищного строительства, условно можно разделить на три части: административные барьеры, отсутствие оснащённых инфраструктурой земельных участков и проблема с наличием строительных материалов. Отведённые участки по десять и более лет не застраиваются, процветает спекуляция землёй.
– Об этом говорится на всех совещаниях и «круглых столах». Как выйти из замкнутого строительного круга?
– Прежде всего необходимо провести инвентаризацию всех отведённых участков, не застраиваемые – изъять. В рамках госпрограммы «Доступное жильё» отводить участки земли бесплатно или по максимально сниженным ценам. И, конечно же, сократить сроки получения согласований и техусловий. Ситуация усложняется в связи с резким скачком цен на строительные материалы – цемент, металлопрокат, стеновые материалы… Значит, нужно искать технологические средства для более дешёвого и востребованного жилья эконом-класса.
– А что предпринимается для восстановления базы стройиндустрии?
– Более 30 лет в Приангарье не вводились новые мощности, вот и везём всё из-за пределов области или из-за «бугра». Федеральные власти сбросили заботу о стройкомплексе на плечи регионов, создав саморегулируемые организации по строительству, архитектурно-проектным работам, инженерным изысканиям. При этом забыли о предприятиях по выпуску стройматериалов. Получается, что правительству эта отрасль не нужна, да и в регионах тоже. Вот и загружаем вагоны утеплителем, везём по сути воздух, нагружаем бюджеты, заказчиков, увеличивая стоимость квадратного метра жилья. То же самое по гранитным изделиям. Покупаем бордюрный камень в Китае по 150 рублей за погонный метр, а по смете платим 1–1,6 тысячи рублей за метр. А ведь у нас огромные запасы сырья.
Строительные организации создали мощности по производству ячеистых бетонов в Ангарске, Иркутске, Саянске. Ангарское управление строительства построило современный кирпичный завод мощностью 30 млн. штук в год, однако из-за того, что Мальтинский завод утеплителей не выполняет условия по подключению электроэнергии, он так толком и не заработал. ЗАО «Иркутск-промстрой» построило мощный завод германской фирмы «Кнауф» по выпуску 60 млн. кв. м гипсокартона разных модификаций, однако из-за отсутствия газа, который к моменту его запуска должен был прийти в регион, он так и не был запущен.
Правительству области и Законодательному Собранию нужно в ближайшее время разработать и утвердить «Программу возрождения и развития строительного комплекса Иркутской области» и жёстко контролировать её реализацию.
– Юрий Александрович, в последнее время много нареканий на организацию и проведение торгов на строительство объектов, которые неоправданно затягиваются, а с их победителями не подписываются контракты. В чём тут загвоздка?
– Вы правы, сроки торгов затягиваются, что влияет и на выполнение объёмов и качество работ. Так, по программе уходящего года торги проводились с июля до декабря. По ремонту и строительству дорог в областном центре они проведены лишь 15 сентября, то есть на освоение больших объёмов дорожникам был отведён всего месяц-полтора. На протяжении длительного времени не подписывались контракты с победителями торгов «Подъездные дороги к новому ангарскому мосту». На сегодняшний день не проведены торги по завершению строительства Ледового дворца в Иркутске.
Мы предлагали и настаиваем на том, чтобы строительные аукционы проводить накануне планируемого года. По крупным объектам они должны проводиться среди строительных организаций региона. А то получается, что на всех крупных объектах, выигранных фирмами других регионов, работают наши строители, а «сливки» от такой схемы собирают другие регионы.
Второй момент: торги, организуемые местными органами, проводятся на очень низком уровне, порой граничат с криминалом. Пресловутый 94-й ФЗ предусматривает главным пунктом победителя максимальное снижение цены лота. Этим аргументом умело воспользовались фирмы-однодневки, предлагающие снижение цены до 40–50%. Организаторы торгов присваивают победу этим конторам, абсолютно не учитывая другие аргументы: стаж работы организации, численность работающих, наличие базы, техники и механизмов, количество и качество построенных объектов, отзывы заказчиков. А что в результате получается? В Иркутске на детские городки нынче было отпущено 27 миллионов рублей, сторговались за 17 миллионов, в результате ни одного городка не видим, впрочем, как и денег.
– Вернёмся к жилищному строительству. Согласно долгосрочной целевой программе, разработанной областным правительством на 2010–2015 годы, в наступающем году мы должны построить 730 тысяч квадратных метров, в 2015 – 1,25 миллиона, а в 2020 – 1,8 миллиона. Достаточно ли при сегодняшнем дефиците квартир?
– По году мы должны выйти на 600 тысяч, или 0,24 квадрата на человека. Задача же, поставленная правительством РФ, – строить 1 квадратный метр на каждого жителя в год. Для нас это фантастика. Чтобы достичь таких объёмов, нужно очень тщательно проработать всю программу по годам, расписать её по технологиям строительства, предполагаемым подрядчикам и материалам.
Принятие долгосрочной целевой программы – это только первые робкие шаги, начало нашего раскапывания после различного рода перестроек и модернизаций. Однако ни темпы строительства, достигнутые за последние 2–3 года, ни целевая программа не позволяют решить основную задачу национального проекта – обеспечение населения доступным и комфортным жильём. Для этого необходимо строить по 2,5 миллиона квадратных метров в год.
– На возводимое жильё должен быть платёжеспособный спрос, который может обеспечить лишь снижение стоимости квадратного метра…
– Для этого нужно всерьёз заниматься малоэтажным строительством. Область располагает и технологиями, и опытом в этом деле. В городах и районах возводятся кирпичные, легкобетонные, деревянные, каркасно-щитовые и брусовые дома. Это дешёвое и быстровозводимое жильё выгодно как населению, так и застройщикам. Малообеспеченные горожане, молодёжь, переселенцы из аварийного жилья с радостью пойдут в такие дома. Всё дело в том, что это разрозненное строительство, не обеспеченное объектами инфраструктуры. Хаотичная застройка – головная боль муниципальных образований.
– Юрий Александрович, наступающий год – юбилейный для столицы Восточной Сибири. Какими новостройками она обогатится?
– Для встречи юбилея создана обширная программа по строительству различных объектов.
Так, по линии города будет проведено берегоукрепление Ангары от мемориального комплекса до реки Ушаковки, будут построены плавательный бассейн спорткомплекса «Юность», детский сад в Ново-Ленино, ряд других объектов, а также дороги, и будет проведено благоустройство. На всех этих объектах развёрнуты работы, и есть уверенность, что они будут введены в срок.
Сложнее говорить об объектах, запланированных по линии области. Так, на Московские ворота не определён источник финансирования, корректируется проектно-сметная документация. На реконструкцию музыкального театра разрабатывается документация, пока не определён источник финансирования. В конце ноября прошли торги на строительство библиотеки им. Молчанова-Сибирского, победила в них Волго-Вятская строительная компания, работы только-только разворачиваются. По Ледовому дворцу в Свердловском районе торги не проводились. От зодчих, проектировщиков и строителей потребуется максимум усилий, чтобы все знаковые объекты возвести к юбилею города.
В заключение хотелось бы заметить, что в настоящее время области требуется разработать комплексный подход к решению проблем отрасли, который включал бы как разработку градостроительной документации, территориальных планов для всех муниципальных образований, так и выработку мер по стимулированию производства стройматериалов, развитию инженерной и социальной инфраструктуры новых микрорайонов и поселений. Иначе ради чего затевались эти программы?