Достать радугу
В Иркутске прошёл областной конкурс «Студент года»
В первые дни зимы 16 студентов из профессиональных колледжей и техникумов Иркутска, Ангарска, Братска, Тулуна, Железногорска- Илимского, Бохана, Свирска, Черемхова и Киренска приняли участие в смотре-конкурсе, чтобы в десятый раз выяснить, кто из победителей маленьких студенческих конкурсов в своих образовательных учреждениях достоин звания «Студент года – 2010».
Вперёд в прошлое
Начиналось всё в декабре 1999 года, когда на базе одного из педагогических колледжей студенты, а ещё чаще студентки, показывали на сцене уроки и классные часы, решали невероятные педагогические ситуации, блистали огромным количеством талантов. Конкурс сразу завоевал популярность как среди участников, так и среди зрителей. Не долго мучаясь принятием решения, главная власть в системе образования в 2001 году постановила: быть конкурсу областным. Первая победительница состязания педагогических дарований, сама педагог-историк, Ольга Вологжина сегодня вспоминает, что десять лет назад была удивлена, что так много молодых, энергичных, амбициозных людей действительно мечтают работать в школе. Задолго до президентской инициативы «Наша новая школа» конкурсанты готовы были к кардинальным переменам в системе образования региона.
Все десять лет конкурс менялся вместе с самой жизнью. Последние годы популярность его возрастала, соответственно, и число участников множилось. К профессиональным состязаниям восьми педагогических учебных заведений Прибайкалья примкнули 14 колледжей и техникумов самых разных направлений. На сцене стало возможно увидеть не только педагогические наработки, но и презентации мастеров производства, финансистов, экономистов, электромехаников и банковских работников.
За десять лет в конкурсе участвовали 140 студентов, каждый из которых уже был звездой в своём образовательном учреждении, а после областной сцены стал блистать ещё ярче. Конкурсы для молодёжи чрезвычайно важны. Нужно понимать, что в современном конкурентном мире придётся бороться если не за место под солнцем, то за достойную жизнь. Уверенные в себе специалисты, прошедшие школу конкурсов, сделают это играючи. При этом они не станут расталкивать локтями коллег, идти по головам товарищей.
Радуга идей и проектный максимализм
В этом году организаторы предложили конкурсантам уже проверенные временем состязания: ребята показали свои профессиональные навыки, рассказали об увлечениях и хобби, подискутировали на тему вовлечённости молодёжи в общественную и государственную жизнь, согласились с тем, что спасением утопающих по-прежнему должны заниматься сами утопающие, – иными словами, студенты решили «не ждать, а действовать».
Одним из сложных конкурсов участники считают представление социальных проектов. За короткое время они расцвечивают проектную радугу, опираясь только на свои знания, фантазию, интуицию и реальное желание принести пользу обществу. Узнав задание за несколько часов до конкурса «Радуга проектов», 16 студентов соединяли виртуальное и реальное восприятие мира. Эпиграфом конкурса стали слова Маленького принца из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, приведи в порядок и свою землю».
Действительно, все проекты носили прикладной характер и касались усовершенствования родного края. Надежда Петрова из Боханского педагогического колледжа предлагала повысить престиж учительской профессии. Тема эта для неё, как представителя большой педагогической династии, имеет и особую, личную актуальность. Начинать работать нужно, по мнению Нади, в двух направлениях. С одной стороны, не обойтись без сотрудничества с образовательными учреждениями: стоит организовывать встречи школьников и студентов с заслуженными учителями, проводить в классах и аудиториях открытые уроки. С другой – обязательно создание педагогического сайта района, где будет размещена галерея уважаемых и известных педагогов местного и мирового значения. На этой информационной площадке можно будет в режиме on-lain проводить конференции, обсуждать проблемы, вести показательные уроки, организовывать конкурсы на лучшее эссе об учителе. Конкурсантка убеждена, что в результате реального и виртуального воздействия на молодёжь станет очевидно: профессия педагога самая уважаемая и престижная в стране.
Смелой была проектная идея Анастасии Смолей – студентки Иркутского музыкально-педагогического колледжа № 3. Она убеждена, что связь музыки и космоса непременно должна вылиться в интегрированные уроки по музыке и астрономии для детей в образовательном центре «Звездочёт», который когда-нибудь создаст сегодняшняя студентка.
Евгений Мисюль из Братского политехнического колледжа решил не идти на поводу мирового тренда по интегрированию виртуальных и реальных идей. Наоборот, Женя предлагает приложить все усилия, чтобы «вырвать из лап компьютера» молодёжь и вернуть её к созидательной, абсолютно реальной жизни. Юноша намерен предложить «утонувшим в Сети» принять участие в волонтёрских акциях, в работе кружков, секций. Как автор проекта деньги на реализацию программы Евгений искать не предполагает. Главное – обратить внимание государства и «заставить» его платить.
Не витала в облаках и не искала лёгких путей победительница конкурса проектов Вероника Жилкина, студентка Иркутского педагогического колледжа № 1. Взяв за основу технологию флеш-моба – массового увлечения молодёжи 21 века, студентка предложила организацию флеш-гуда как самого увлекательного и короткого пути от виртуальной идеи к реальному воплощению. Накануне Нового года Вероника хочет реализовать не бесполезную, хоть и весёлую молодёжную тусовку, а акцию для детей из одного конкретного детского дома «Я – волшебник». Флеш-гуд, как мгновение доброты, сначала обсуждается в сетях, где зарегистрированы флешмоберы. Им предлагается перечень нужных детям, но недорогих подарков, обсуждается время и место встречи. Итак, 31 декабря в 18 часов – при предварительной договорённости с администрацией детского дома – у образовательного учреждения, как по волшебству, появляются молодые люди и Дед Мороз с пустым мешком, который за считанные секунды наполняется подарками. Пока горят бенгальские огни, костюмированный герой Нового года кладёт мешок с подарками под дверь. Через мгновение моберы исчезают. И всё. Остаётся праздник и ощущение счастья. У детей – от волшебного зрелища и подарков, у молодёжи – от возможности осуществления не просто прикольной тусовки, но и по-настоящему доброго дела. Хорошее настроение и никаких дорогостоящих затрат. Кто после такого проекта скажет, что молодёжь живёт скучно и бесполезно только потому, что государство выделяет мало средств на молодёжные программы?!
Плюсы и минусы «государевой службы»
Министр образования Иркутской области присутствовал на студенческом состязании не только как учредитель конкурса. Виктор Басюк использует каждую возможность общения с активной молодёжью, вовлечённой в региональное конкурсное движение, из областного детского парламента, студенческих советов, лидер-ских школ. Перед торжественным награждением победителей министр уделил лучшим студентам года час времени и ответил на все их вопросы.
Братский педагогический колледж:
– Как мне снимать жильё, если я буду получать после окончания колледжа в школе 5 тысяч?
В. Б.: Если говорить о программе жилья для молодых на уровне региона, есть областная программа «Молодым семьям – доступное жильё». Разрабатывается аналогичная и в районах: в 35 из 42 муниципалитетов такие программы есть. Город или район вкладывает деньги, получает средства дополнительно из областного бюджета и предоставляет молодым семьям жильё. Что касается тех молодых специалистов, которые не вступили в брак, им предлагается общежитие. В Иркутске, например, такое общежитие есть. Там хорошие условия, комната на двоих, кухня, санитарные комнаты. Аналогичное общежитие мы строим в Иркутске для областных учреждений начального, среднего профессионального образования, областных детских домов. Я знаю, что и в других городах подобное жильё для молодых специалистов есть. Если вы определились, где будете работать, то надо сразу обращаться в органы управления образованием. В Иркутске, кстати, есть и другие программы по обеспечению жильём. Во многих городах тоже вопросы решаются. Есть, например, муниципальные субсидии, когда город выделяет часть средств, а недостающую сумму можно одолжить в банке. Есть разные формы, нужно узнавать на местах. К слову, жилищные программы активно реализуются на селе, там больше всего не хватает специалистов.
Иркутский технологический колледж:
– Могут ли отчислить за непрохождение практики?
В. Б.: Практика – это часть образовательного процесса. Она так же аттестуется. Если вы её не прошли, вас не аттестуют, как по любому учебному предмету. Это влечёт за собой в том числе отчисление за неуспеваемость. Однако причины непрохождения могут быть разные. Когда администрация учебного заведения предлагает вам самостоятельно искать место практики и не засчитывает её, если вы не сумели найти себе место, тогда вопрос к руководству, а не к вам. Учреждение обязано вам предоставить место для практики. Но если всё вам предоставлено, а вы не ходите и в итоге не аттестованы, конечно, вина ваша, и администрация на это может реагировать.
Тулунский педколледж:
– Моих однокурсников интересует размер стипендии. В Красноярске, например, стипендия у студентов полторы тысячи, а в нашем колледже – 182 рубля.
В. Б.: Размер стипендии и заработной платы работников бюджетной сферы – проблема очень серьёзная. Всё зависит от доходов, поступающих в бюджет области. Это то же самое, что и ваш личный кошелёк. Налоги, которые платят предприятия в бюджет области, и определяют, сколько средств пойдёт на содержание учреждений, на обеспечение социальных льгот и гарантий, на выплату стипендий студентам. «Норильский никель» в Красноярском крае перечисляет налогов в три раза больше, чем наши предприятия, поэтому в бюджетной сфере и доходы выше, чем в нашем регионе. В федеральных образовательных учреждениях стипендия тоже выше, хотя мы живём на одной территории. Потому что предприятия, содержащие ведомственные учреждения, находятся в Приангарье, а налоги платят в Москву и находятся в федеральном подчинении. Мы тоже можем установить стипендию в тысячу рублей, но тогда у нас не будет денег на сирот. Ясно, что не всем могут помогать родители, но они хоть какая-то опора. А сиротам рассчитывать совсем не на кого.
У вас сейчас ответственный период в жизни. Я часто общаюсь со студентами, и они мне говорят, что пойдут работать не в школу за 6 тысяч рублей, а будут администраторами, барменами. Оказывается, месяц люди работали, им не заплатили обещанные 15 тысяч рублей, сказали, что не подходят. В бюджетной сфере такого не может произойти в принципе. Или фирмы предлагают хорошую зарплату, но включают систему штрафов, а на выходе те же шесть тысяч. Не нужно забывать о социальных гарантиях. Помимо заработной платы важны другие элементы: социальные гарантии, трудовой стаж, перспективы. Я тоже в вашем возрасте не думал, что мне нужно будет идти на пенсию. На государственном предприятии у вас будет трудовая книжка, оплачиваемый больничный лист, отчисления в Пенсионный фонд, всё это будет работать на ваше будущее. Например, в системе образования вы начнёте с шести тысяч рублей, через год, после аттестации, у вас повысится разряд и денег будет больше, затем вы возьмёте больше педагогических часов, возможно, займётесь наукой и защитите диссертацию. Всё будет работать на ваш авторитет и повышение зарплаты.
Киренский педколледж:
– Какие льготы полагаются детям-сиротам при поступлении в вуз после окончания колледжа?
В. Б.: Вы можете пройти подготовительные курсы бесплатно. При этом вступительные экзамены будут как для всех. Всем нужно набрать определённое количество баллов, сиротам можно только минимальный порог преодолеть. В худшем случае их на бюджетную основу не возьмут.
Свирский электромеханический техникум:
– Сегодня, чтобы быть успешным, нужно иметь не одно образование. По какому принципу выбирать второе образование?
В. Б.: Если вы определили свою линию жизни, то второе образование должно отличаться от базового. Педагогическое, к примеру, есть. Высшее, если хотите быть руководителем в перспективе, должно быть другим. Квалификационный справочник по педагогическим работникам говорит, что руководитель образовательного учреждения должен иметь образование по специальностям «менеджмент», «экономика», «юриспруденция» и «управление человеческими ресурсами»…
Сегодня студент, завтра – губернатор
Повысить планку студенческой мечты решили организаторы конкурса. Долой поговорки «По Сеньке шапка» или «Каждый сверчок знай свой шесток». Ведь и министр образования Иркутской области Виктор Басюк, и губернатор региона Дмитрий Мезенцев, и, страшно сказать, президент страны Дмитрий Медведев были студентами и звёзд с неба не хватали. Или хватали? Выяснил это последний конкурс «Свободный микрофон», который проводился впервые и предлагал каждому из пяти финалистов на минуту стать губернатором и обратиться к жителям области. Иван Комельков из Ангарского педагогического колледжа, занявший в итоге первое место, позвал жителей Приангарья в лучшую жизнь, для которой нужно больше трудиться и рассчитывать на себя, поздравил с наступающим Новым годом, а заодно и с зимними каникулами. Участница, ставшая в конкурсе второй, – Анастасия Смолей из Иркутского музыкально-педагогического колледжа № 3 – призывала к гармонии, которую можно построить сообща, если каждый человек научится прислушиваться к себе и понимать других. А Вероника Жилкина, конкурсантка из Иркутского педагогического колледжа № 1, поднявшаяся на третью ступень пьедестала, напомнила о том, что без команды ни одно дело не увенчается успехом. Ведь и перелётные птицы летят клином не ради красоты, а потому что первые силой взмаха создают «воздушный коридор» более слабым птицам, и вместе они преодолевают огромные расстояния.