Пробивная идея
Новый неожиданный инфраструктурный проект, возможно, будет реализован в Иркутске в будущем. Вслед за предложением восстановить на историческом месте Казанский кафедральный собор мэр города Виктор Кондрашов заявил о необходимости строительства в столице Приангарья тоннеля, который свяжет новый мост с центром города. Предположительно тоннель должен пройти под ЦПКиО. Таким путём власти Иркутска планируют не только решить вопрос с выездом транспорта с нового моста к Центральному рынку и Маратовскому кольцу, но и сэкономить деньги на строительстве развязок.
Идея строительства тоннеля, который должен вывести транспортные потоки с нового моста к Центральному рынку, возникла на очередном заседании Высшего административного комитета. Началось всё с обсуждения вопроса о реконструкции улицы Седова, по которой в перспективе должны пойти основные транспортные потоки с моста в сторону центра города, а также улиц Трилиссера и Байкальской. По словам начальника дорожного департамента «Иркутскгипродорнии» Владимира Ступакова, по проекту реконструкция Седова должна пройти в четыре этапа, в ходе которых улица будет значительно расширена за счёт сноса домов. «И снос здесь предусмотрен достаточно большой», – подчеркнул Владимир Ступаков. В дальнейшем предполагается полное развитие всей магистрали. Обойтись все работы по реконструкции Седова должны в сумму около 905 млн. рублей. Общая стоимость строительства правобережных развязок оценивается примерно в 2 млрд. рублей. Завершить их сооружение планируется в 2012 году.
Однако этот проект неожиданно вызвал массу претензий со стороны иркутского градоначальника. Главный вопрос, который интересовал мэра, касался возможности выезда с нового моста к Центральному рынку и Маратовскому кольцу. «Основные транспортные потоки идут с левого берега в центр города. Уже сегодня, особенно в утренние часы, вся улица Седова стоит в пробке», – пояснил Виктор Кондрашов. Предлагаемая сейчас схема организации движения транспорта, по его мнению, этой проблемы не решает. В первую очередь из-за ограниченной пропускной способности улицы Байкальской на подъездах к Центральному рынку.
– Получается, что если сейчас у нас стоит только улица Седова, то потом пробка будет ещё и на Байкальской, – сделал вывод мэр. И предложил вынести существующий проект строительства развязок на рассмотрение градостроительного совета, на который попросил пригласить «как можно больше специалистов». А заодно оценить, насколько рационально тратить деньги на снос.
Следом за этим тема с развязками сделала неожиданный поворот. Помимо существующего проекта Виктор Кондрашов предложил рассмотреть также и возможность строительства тоннеля от улицы Коммунистической до Подгорной, откуда по Софьи Перовской транспорт будет расходиться по улично-дорожной сети.
– Ведь таким путём мы решаем сразу несколько проблем. Да и стоить это будет в полтора раза дешевле, чем проводить снос. Может быть, есть смысл поговорить на эту тему с проходчиками, с проектировщиками, – пытался убедить всех собравшихся мэр. После чего признался, что идею строительства тоннеля он привёз из Сочи, где был около недели назад. Тоннель, по его словам, мог бы пройти под ЦПКиО. На замечание кого-то из специалистов, что на территории парка много захоронений, мэр ответил, что тоннель пройдёт на достаточной глубине, так что никакой угрозы для захоронений нет. И предложил специалистам «Иркутскгипродорнии» посчитать, сколько будет стоить пробить метр земли.
В том, что вопрос цены в этом проекте главный, уверен и профессор ИрГТУ Александр Михайлов. «Если расчёты покажут, что это действительно более экономичный вариант, то, как говорится, флаг вам в руки, пусть строят тоннель», – объяснил он «Иркутскому репортёру». Но в этом случае, по его словам, надо будет учесть ещё немало и чисто технических нюансов, связанных, к примеру, с сейсмичностью или наличием грунтовых вод. Он также предположил, что, скорее всего, учитывая поток транспорта в центр города, строить тоннель придётся в две или даже три полосы. А значит, речь идёт о довольно масштабном сооружении.
При этом Александр Михайлов уверен, что проблему пробок на выездах с нового моста решать необходимо. Причём не только на правом берегу, но и на левом, где сегодня также возникают заторы при съезде на улицу Лермонтова. Впрочем, делать это, уверен эксперт, надо не за счёт расширения улиц и сноса домов. «Это общая проблема организации городского пространства. Я не видел ни одного города, в центре которого – огромная барахолка. У нас же почти все торговые точки сосредоточены в центральной части Иркутска. Поэтому решить проблему пробок нужно за счёт их выноса на окраины города», – считает Александр Михайлов.