ТЭК прощается с 2010 годом
В дни, когда завершается 2010 год, принято огладываться назад. И хотя время для подведения окончательных финансовых и производственных итогов ещё не наступило, оснований для анализа положения в отрасли более чем достаточно. Своё видение ситуации в российской энергетике в уходящем году и перспектив развития ТЭК в ближайшем будущем министр энергетики РФ Сергей Шматко представил уже 8 декабря во время «правительственного часа» в Государственной Думе РФ.
Министр заговорил языком цифр
По его мнению, ТЭК России сыграл ключевую роль в преодолении кризисных явлений в экономике. В качестве примера Сергей Шматко привёл мультипликативный эффект в нефтегазовой отрасли: более 94% используемого оборудования и материалов – это продукция отечественного производства. «Сохранение производственных показателей отрасли и, как следствие, инвестиционной активности позволило обеспечить заказами смежные отрасли промышленности», – заявил Сергей Шматко. По его мнению, развитие национальной экономики и повышение показателей российской электроэнергетики, нефтегазового и угольного секторов находятся в прямой взаимосвязи.
Итоги деятельности предприятий различных отраслей ТЭК в 2010 году выглядят следующим образом.
По состоянию на текущий период отрасли ТЭК сохраняют доминирование в объёме ВВП, их доля приблизилась к 30%, а доля в налоговых поступлениях с учётом таможенных платежей составила 40,4%, в экспорте – 67,2%.
По итогам октября 2010 года среднесуточная добыча нефти достигла максимального значения за последние два десятилетия – 1 400,9 тыс. тонн. Объём добычи газа в 2010 году за период январь – октябрь 2010 года вырос почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 527,5 млрд. куб. м.
В 2010 г. наметилась тенденция к улучшению ситуации в угольной отрасли, по итогам 10 месяцев общий объём добычи угля составил 261 млн. т
(+19,3 млн. т к уровню аналогичного периода прошлого года). В настоящий момент угольная промышленность в полном объёме обеспечивает потребности всех отраслей российской экономики в угле. Экономические и финансовые показатели деятельности предприятий угольной отрасли к настоящему моменту также заметно улучшились. Возобновился рост инвестиций. Их ожидаемый объём в 2010 году оценивается в 60 млрд. рублей, то есть приближается к уровню докризисного 2008 года.
В электроэнергетическом секторе для обеспечения инвестиционных процессов разработана система договоров предоставления мощности, в которой закреплены инвестиционные обязательства компаний по строительству объектов генерации до 2017 года. «На сегодня договоры на 98 процентов подписаны как со стороны генерации, так и со стороны потребителей. Кроме того, в 2010 году правительством приняты основные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу долгосрочного рынка мощности. Рынок призван обеспечить стимулы для строительства новых мощностей генерирующих компаний», – отметил Сергей Шматко.
Анализируя ситуацию по отраслям, Шматко отметил, что в нефтяном секторе положительная динамика роста добычи нефти в России была связана с мерами государственной поддержки отрасли, а также с введением крупных инфраструктурных проектов.
«Объективные предпосылки новых подходов»
Достаточно туманно министр энергетики высказался о налогообложении нефтегазовой отрасли. «К настоящему времени сложились объективные предпосылки необходимости формирования новых подходов к налогообложению», – признал министр. По его мнению, реформирование налогообложения позволит «оптимизировать поступления в госбюджет с одновременным учётом интересов инвестора при разработках месторождений».
Что касается газовой отрасли, то среди приоритетных проектов Министерства энергетики названа газификация Дальнего Востока и Краснодар-ского края за счёт строительства газопроводов «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», «Соболево – Петропавловск-Камчатский» и «Джубга – Лазаревское – Сочи». Среди приоритетных направлений деятельности Минэнерго России названы диверсификация поставок российского природного газа и выход на новые рынки.
Говоря об угольной отрасли, Сергей Шматко отметил, что сдерживающим фактором для увеличения поставок угля является состояние транспортной инфраструктуры. По мнению министра, реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» позволит к 2015 году создать мощности для увеличения экспортных поставок угля до 140 млн. тонн в год. В Минэнерго образована рабочая группа с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей угледобывающих регионов и угольных компаний с целью разработки долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года.
Наконец, среди приоритетов министр упомянул решение вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Итоги года в отраслях ТЭК подводят не только энергетики, но и финансовые аналитики. Эксперты журнала «Финанс» считают, что за счёт тарифных решений кризис обошёл электроэнергетику стороной, поскольку цены на электроэнергию в 2009 году росли быстрее стоимости газа. В итоге операционных результатов удалось избежать большого провала, а снижение потребления и, как следствие, падение выработки было компенсировано ростом тарифов и цен. Однако серьёзной проблемой для компаний стало сильное удорожание кредитных ресурсов, что ставило под угрозу масштабные инвест-программы.
В 2010 году энергетикам удалось не только закрепиться на ранее достигнутых уровнях, но и преумножить результаты, чему способствовали восстановление энергопотребления за счёт роста экономики, а также дальнейшая либерализация энергорынка. Заёмные ресурсы подешевели в разы: если в кризис ставки по кредитам достигали 25%, то сейчас крупные компании могут занимать под 6–12% годовых.
Сейчас экономика России в ожидании завершения перехода к либерализации рынка мощности и перехода сетевых компаний на прогрессивную систему RAB-тарификации. Это поможет поставщикам электроэнергии учитывать в цене понесённые издержки и наращивать прибыль. Тем не менее аналитики не ожидают, что в 2011 году компании смогут серьёзно улучшить финансовые показатели. «Пока лишь немногие генкомпании (в частности, подконтрольные немецкой E.On и итальянской Enel) могут похвастаться отлаженной операционной моделью, – цитирует «Финанс» начальника аналитического отдела компании «Алемара» Василия Конузина. – Поэтому в 2011–2012 годах энергокомпании с российскими владельцами будут главным образом сконцентрированы на оптимизации бизнеса и вряд ли смогут показать серьёзный прогресс в улучшении операционных результатов».
Также проблемой в 2011 году может стать модернизация мощностей, износ которых может достигнуть в среднем 65%. «С новой мощностью ценообразование понятно и прописано в договорах на поставку мощности (ДПМ), – считает Василий Конузин. – В то же время глубокая модернизация, по сути, будет стоить примерно столько же, сколько и строительство нового блока, но попадёт уже под совершенно другие определения. Не факт, что её можно будет вывести в долгосрочный рынок мощности. Возможно, по той цене, по которой она будет выставляться, на неё просто не найдётся спроса».
Это может вызвать сложности при привлечении инвесторов. Обязательства по ДПМ сейчас чётко прописаны, и для компаний пока нет смысла пытаться за свой счёт без каких-либо перспектив возмещения инвестиций модернизировать мощности, считает Василий Конузин: «Если построить достаточно эффективную станцию, появится возможность консервации либо – в случае с ТГК – перевода в режим котельных (производство тепла без выпуска электроэнергии) устаревших и неэффективных мощностей». Между тем эксперты ожидают, что в 2011 году Россия по уровню энергопотребления вернётся на уровень пикового 2008-го, что вновь делает актуальной проблему превышения спроса электроэнергии над предложением.
Небезопасно
2010 год для отраслей ТЭК был непростым с точки зрения обеспечения безопасности на объектах. 21 июля 2010 года впервые был совершён террористический акт против объекта гидроэнергетики: группа боевиков проникла на территорию Баксанской гидроэлектростанции. Террористы убили двух сотрудников вневедомственной охраны и заложили взрывные устройства в турбинном зале и трансформаторной. 26 октября правоохранительные органы заявили, что преступление раскрыто. Двое участников диверсии были уничтожены, ещё двое задержаны, получены признательные показания об обстоятельствах содеянного и соучастниках.
В течение всего года продолжалось восстановление Саяно-Шушен-ской ГЭС после аварии 17 августа 2009. В день энергетика, 22 декабря, состоялся пуск гидроагрегата №3. Это уже четвёртый гидроагрегат, восстановленный на станции. Ранее в этом году (в феврале, марте и августе соответственно) были вновь введены в строй гидроагрегаты № 6, №5 и №4. Восстановление выработки электроэнергии на СШГЭС создаёт в энергосистеме дополнительные резервы для покрытия пиков потребления в осенне-зимний период 2010-2011 гг. Ожидается, что в 2011 году начнётся следующий этап восстановления: на станции будут установлены ещё шесть новых гидроагрегатов. Впоследствии на новое оборудование заменят и те четыре гидроагрегата, которые были восстановлены в 2010 году.
Уголовная ответственность
Параллельно продолжалось расследование причин аварии на крупнейшей гидроэлектростанции. В декабре в рамках расследования уголовного дела, возбуждённого по факту аварии, предъявлено обвинение экс-директору филиала ОАО «РусГидро» – «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» Николаю Неволько. Ему инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ – нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлёкшее по неосторожности смерть человека.
Как заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, была проведена сложнейшая комплексная техническая, технологическая и финансово-экономическая судебная экспертиза, в которой участвовали 18 специалистов высочайшего уровня. Следователи передали им более 1200 томов с материалами уголовного дела. Для анализа 26-томного итогового заключения, полученного 19 ноября 2010 года, и подготовки обвинительных постановлений потребовалось дополнительное время. За год, прошедший с момента аварии, только в качестве свидетелей было допрошено более 600 человек. В ближайшее время следствие намерено предъявить обвинение ещё шестерым лицам, причастным к саянской трагедии.
В течение всего 2010 года расследовалась и ещё одна резонансная авария: в ночь с 8 на 9 мая произошёл взрыв на шахте «Распадская». В момент аварии погибло 75 человек, ещё 14 числились пропавшими без вести, пока в декабре 2010 года суд не признал пропавших шахтёров погибшими.
Спустя полгода после аварии Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставила семьям горняков акты «О несчастном случае на производстве». Ведомство считает, что взрывы были вызваны целым рядом нарушений, среди которых нарушение пылевого режима, отсутствие должного контроля, неустойчивость электроснабжения шахты и так далее. Среди 24 человек, названных причастными к несчастному случаю, фигурируют проектировщик шахты «Распадская», бывший генеральный директор Игорь Волков, его заместитель, а также работники шахты низшего звена, отвечавшие за обеспечение безопасности горняков на смене.
Резонанс после катастрофической аварии на «Распадской» привёл к серии проверок предприятий угольной отрасли, инициированной Счётной палатой. Установлено, что в 2006–2010 годах сметная стоимость мероприятий по завершению её реструктуризации выросла более чем на 36%, но результат так и не был достигнут. Только на территории Ростовской области выявлено 11 породных обвалов, находящихся в стадии горения и не предусмотренных проектами ликвидации шахт. В ходе проверки установлены факты завышения подрядчиком ООО «Донуглестрой» выполненных объёмов работ, проводимых по проектам ликвидации ряда шахт в этом регионе.
В декабре вынесен приговор и по делу об аварии на шахте «Ульяновская», которая произошла в марте 2007 года. До сих пор эта авария крупнейшая в мире по количеству жертв с 1931 года: в шахте погибли 110 горняков. В 2010 году, после «Распадской», было возбуждено новое уголовное дело в отношении администрации шахты «Ульяновская». Инженера участка вентиляции и техники безопасности шахты Нину Бычкову приговорили к трём годам лишения свободы условно, а горного диспетчера Владимира Полуянова – к трём с половиной годам с отбыванием наказания в колонии-поселении.