издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Винарский: «Мы выходим на плавный рост»

Почти миллиард рублей составят инвестиционные вложения в развитие ООО «Компания «Востсибуголь» в 2011 году. Уходящий год компания заканчивает с выполнением плана добычи в 14,9 млн. тонн угля. Основной потребитель, ОАО «Иркутскэнерго», вошёл в зиму с полными запасами топлива на складах. Как рассказал «ВСП» исполнительный директор компании Сергей Винарский, в следующем году КВСУ планирует обеспечить собственными углями 97% потребностей энергокомпании.

Первый год после объединения «Иркутскэнерго» и КВСУ показал, что сделка была более чем удачной. «Иркутскэнерго» вошло в зиму с нормальными запасами угля. КВСУ и энергетики сумели создать на складах достаточные объёмы топлива, чтобы компанию не лихорадило. «Причём произошло это по ценам, которые были предсказуемы ещё в начале года, – говорит Сергей Винарский. – Все отлично понимали эти цены, и они не менялись». Разрезы КВСУ впервые после кризиса начали работать весь год без перерывов, тогда как раньше приходилось останавливать несколько разрезов летом.   

– Объёмы по отдельным разрезам увеличиваются?  

– Конечно. К примеру, на управляемом нами Ирбейском разрезе ещё два года назад уровень добычи не превышал полтора миллиона тонн, и мы не знали, куда будем реализовывать этот уголь. Сегодня разрез добывает около двух миллионов, а в следующем году планируется ещё увеличение. Если говорить о работе ООО «Трайлинг», то на Вереинском разрезе в своё время были серьёзные проблемы, и мы не знали, что делать с Жеронским месторождением, тогда разрез добывал всего 300 тысяч тонн угля в год. А вот в 2011 году там будет добыт уже миллион тонн. Да и по всем остальным разрезам не наблюдается снижения добычи, идёт рост, техника и люди заняты, сотрудники получают нормальную зарплату без перебоев. То, что мы достойно прошли кризис без особых потерь, – основной результат объединения, поскольку мы получили возможность иметь постоянно потребителя и получать за свою продукцию стабильные деньги. 

Ещё в начале 2010 года на инвестиционное развитие компании планировалось направить около 455 млн. рублей, однако уже сейчас ясно, что суммы оказались в разы больше. Когда ОАО «Иркутскэнерго» приобрело КВСУ, объём инвестиций немного превышал 200 млн. рублей. По итогам 2010 года общий инвестиционный объём составил более 700 млн. рублей. Рост за три последних года почти в пять раз.

– На какие проекты были потрачены эти деньги? 

Перед компанией стоит амбициозная задача – полностью обеспечить энергетиков углём

– Очень серьёзно мы вложились в Ирбейский разрез. Поменяли часть техники, поставили новое оборудование, занимаемся развитием железнодорожной инфраструктуры. В этом году начал реализовываться очень серьёзный проект по ООО «Трайлинг» на Вереинском разрезе. Добыча на разрезе выросла с 600 тысяч тонн до миллиона. Для работы был приобретён шагающий экскаватор ЭШ-10/70, туда же перебрасывается экскаватор ЭКГ-4У. Это достаточно мощная горная техника, с её приходом разрез выйдет на новый уровень. Большие работы проводились в Черемхове, Тулуне – там мы поменяли достаточно много автомобильного транспорта, бурильных установок. К сожалению, за один год проблему износа горной техники, которая копилась десятилетиями, не поправишь. А вот по сопутствующей технике – да, мы частично омолодили парк. В следующем году наши инвестиционные вложения превысят миллиард рублей. Обновления коснутся практически всех разрезов – начиная с Усть-Илимского, Ирбейского и заканчивая Тулуном, Черемховом. Очень серьёзно мы собираемся поработать на черемховской фабрике. 

Сейчас КВСУ завершает процесс укрупнения филиалов. Разветвлённой и довольно неэффективной схемы «три директора, три главных бухгалтера, три главных инженера» уже нет. По крайней мере, в Тулуне и Черемхове. «Разрез «Тулунуголь» сейчас объединяет Азейский, Мугунский разрезы и ПТУ. То же самое произошло в Черемхове: в единый филиал соединены Черемховский разрез, фабрика и ПТУ. Все эти разрезы должны теперь работать не на локальные, а на  единую задачу – обеспечение углем конечного потребителя.  

– Ещё какие-то шаги по этой проблеме будут?

– Мы уже сократили часть управленческого персонала на разрезах, но процесс не закончен. Сегодня идёт наработка информационной базы, и мы начинаем понимать, где приняли не совсем верные решения, что-то не увидели. Пройдёт ещё год-два, прежде чем мы сумеем устранить все ошибки и сделать наши филиалы такими, как нужно. У людей идёт психологическая адаптация, поскольку морально некоторые специалисты к переменам не совсем готовы. Сейчас нам удалось создать единый коллективный договор по компании, поскольку раньше существовало шесть или семь договоров с каждым разрезом. У каждого работника были свои условия. В этом году в конце декабря мы подпишем общий единый коллективный договор по всему ООО «КВСУ».

В конце прошлого года КВСУ плотно приступила к проблеме создания собственного транспортного парка. Такое решение было принято в связи с ситуацией на транспортном рынке России – реформа РЖД обострила проблему своевременного обеспечения грузовых потоков. В 2009 году компания сумела заказать партию вагонов по хорошим ценам. В результате к собственному парку из 90 вагонов ВСУ получил дополнительно порядка 770 новых. 

– Эффект от приобретения  ощутили? 

– Безусловно, причём уже летом этого года. По сути, именно свой транспортный парк позволил нам создать запасы топлива на складах «Иркутскэнерго». Конечно, мы не совсем автономны от РЖД. Наша общая потребность составляет две тысячи вагонов, у нас их чуть более 800. Однако КВСУ сегодня может закрыть потребность ОАО «Иркутскэнерго» и получила возможность реагировать на вопросы, которые возникают у наших потребителей. Когда в этом году у областной администрации появились проблемы с поставками угля от СУЭК, мы пошли навстречу, сняли 60 своих вагонов и поставили их под перевозки ЖКХ. Они до сих пор работают и возят уголь для муниципалитетов. Я не исключаю, что такая же проблема может возникнуть в другом месте, будем смотреть, как её решить. У нас появилась серьёзная возможность для манёвра. Именно поэтому до конца этого года мы планируем принять решение о приобретении ещё 400 вагонов. 

– Губернатор Дмитрий Мезенцев на одном из совещаний высказал пожелание, чтобы потребности муниципалитетов Иркутской области закрывались местным углем. Как «Востсибуголь» смотрит на такое предложение? 

– Мы пока не вступали в переговоры по закрытию всех потребностей Иркутской области углем с наших месторождений. Тот объём, который традиционно поставляла КВСУ, мы, безусловно, закроем. Это порядка 300–400 тысяч тонн. Дополнительно нужно, насколько мне известно, ещё примерно 300–400 тысяч тонн. Решение зависит не от нас, а от тех, кто занимается соответствующими проблемами в администрации области и управляет областной системой ЖКХ. Сложность в том, что наш уголь всё-таки не проектный для тех котельных, которые работают в муниципалитетах. Сейчас ведутся испытания, профильные специалисты области в системе ЖКХ попробуют жечь наш уголь, посмотрят, какие там возникают технические проблемы, и после этого будет приниматься решение. Если область решит всё-таки брать наш уголь, то, безусловно, мы гарантируем, что поставки будут полностью выполнены. 

– Как реализуются планы «Ир-кутскэнерго» по переводу теплостанций на собственный уголь и отказу от стороннего топлива? К примеру, проект замены бородинского угля на ирбейский на ТЭЦ-6 в Братске.

– Пока этот проект полностью не реализован. Братская ТЭЦ-6 потребляет 1,2 млн. тонн угля, из них наш уголь составляет около 800–900 тысяч тонн. Остальные 400–500 тысяч пока докупаются в СУЭКе. Сегодня на этой ТЭЦ ведётся эксперимент, со временем действительно есть намерение уйти полностью от покупного угля. Вероятнее всего, бородинский уголь будет заменён на ирбейский и жеронский. Энергетики должны научиться сжигать именно эти угли, а мы должны научиться добывать их в надлежащем качестве. Технические проблемы находятся в стадии решения. На Ирбейский разрез сегодня закуплена дробильно-сортировочная установка стоимостью более 35 млн. рублей, которая позволяет повысить качество угля, и мы смотрим, как можно уменьшить зольность. Параллельно решается проблема обновления транспорта на вывозку и парка машин на вскрышных работах. К весне будет видно, насколько быстро нам удастся эту проблему решить. 

 2010 год «Востсибуголь» планирует завершить с объёмами добычи в 14,9 млн. тонн, что практически на 25% выше, чем в 2009 году. Как пояснил Сергей Винарский, рост вызван прежде всего слиянием с ОАО «Иркутскэнерго». Напомним, что в кризисном 2009 году объёмы добычи по сравнению с 2008 годом упали примерно на 21%. Сейчас угольщики сумели вернуться на докризисные показатели. 

– Ранее говорилось о том, что «Востсибуголь» увеличит объёмы добычи к 2023 году до 20,3 млн. тонн. Ваши планы на следующий год? 

– Рост идёт, однако скачкообразных подъёмов более не будет. Мы выходим на плавный рост объёмов на 300–400 тысяч тонн, то есть на два-три процента в год. Скачок, который наблюдался в этом году, очень серьёзен для нас. Когда «Востсибуголь» не был в составе ОАО «Иркутскэнерго», то 50–60% угля покупалось у КВСУ. Сегодня у разрезов, которыми управляет КВСУ, приобретается больше. В следующем году мы планируем 97% потребностей «Иркутскэнерго» закрыть собственными углями. Удачным для КВСУ можно было назвать 2008 год. Однако через год пошло некоторое снижение объёмов потребления, особенно летом. Когда случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, наши объёмы снова начали резко расти. Весь 2010 год они увеличивались, мы вышли на цифру в 14,9 млн. тонн. И я думаю, что далее этот показатель резко меняться не будет. Это та потребность ОАО «Иркутскэнерго», которую мы закрываем, и она, на наш взгляд, будет более-менее стабильной.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры