Не везёт
Дефицит вагонов держит в напряжении несколько муниципалитетов
«Запас угля по Тайшету – на трое суток, работаем «с колёс», по району немного лучше – топлива хватит на семь суток», – рассказал в среду «Сибирскому энергетику» Виталий Кириченко, исполняющий обязанности главы Тайшетского района. Недопоставки угля для коммунальных котельных Приангарья из Красноярского края из-за нехватки порожних железнодорожных вагонов с начала отопительного сезона держат в напряжении несколько муниципалитетов и региональные власти. Пока не удаётся системно решить проблему с вагонами, уголь для теплоисточников Тайшета, Вихоревки, Усть-Кута и Чунского района поставляет со своих разрезов компания «Иркутскэнерго».
В сутки для обеспечения топливом теплоисточников Тайшетского района необходимо около 1,5 тыс. тонн угля, говорит Виталий Кириченко. И если на районные котельные есть возможность поставлять уголь с местного карьера, то районный центр зависит от бородинского угля из Красноярского края. Напомним, в первый раз серьёзная угроза со снабжением теплом жилой сферы и социальных объектов Тайшета из-за перебоев с подачей железнодорожных вагонов для поставок угля ОАО «СУЭК» из соседнего региона возникла ещё в ноябрьские выходные. Тогда в ночь на 7 ноября дочернее предприятие «Иркутскэнерго» – ООО «Востсибуглесбыт» – доставило в муниципальную котельную города 557 тонн угля с Ирбейского разреза. Всего же за ноябрь компания предоставила более 4,7 тыс. тонн твёрдого топлива, а до конца декабря планируется завезти 5 тыс. тонн.
Вместе с Тайшетом от нехватки вагонов страдают Чуна, Усть-Кут и Вихоревка. По данным на вторник, в эти муниципалитеты «Востсибуглесбыт» с начала отопительного сезона уже отгрузил почти 22,9 тыс. тонн угля, из них только в декабре более 8 тыс. тонн.
В связи с изменениями на железной дороге, в частности с образованием «Второй грузовой компании», вагоны выводятся из инвентарного парка РЖД. Руководитель «Востсибуглесбыта» Булат Дугаров объяснил, что сама компания тоже испытывает сложности: «Мы подаём заявки на вагоны РЖД, но не вывозим их. Соответственно, мы вынужденно сокращаем отгрузки по внутреннему рынку, недогружаем уголь на экспорт». Тем не менее для поставки топлива в муниципалитеты компания отвлекла 65 вагонов из собственного парка.
Масштабные перестройки в РЖД вынуждают энергетиков и региональные власти вести постоянные переговоры с руководством железной дороги и её подразделений. В результате работы губернатора Дмитрия Мезенцева и правительства области по урегулированию ситуации с дефицитом вагонов за первую декаду декабря с угольных разрезов Красноярского края отгружено 479 вагонов, сообщает пресс-служба правительства. «Сейчас отгрузка угля идёт с опережением графика. Но это не значит, что ситуация переломлена и проблема решена, – подчеркнул министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Пётр Воронин. – В первой половине января необходимо обеспечить максимальную занятость вагонов на обеспечение нужд предприятий ЖКХ».
Ещё одна сложность, с которой может столкнуться ЖКХ региона в обозримом будущем, когда инвентарного парка у РЖД не останется, по мнению министра, заключается в увеличении стоимости грузоперевозок. «Стоимость перевозки в таких условиях, как у нас, когда требуется несколько вагонов, а не состав, может возрасти до 40%, – считает Воронин. – У нас в этом году жёсткое ограничение по увеличению тарифов на услуги ЖКХ населению – не более чем на 15%. Возникает вопрос: кто понесёт за это ответственность?». Нельзя забывать и про инфляционные процессы. По закону о теплоснабжении обязательства компенсации разницы в тарифах полностью ложатся на субъекты Федерации. Таким образом, увеличение экономически обоснованных тарифов при сдерживании тарифов для населения может привести к «дырам» в региональных бюджетах, заключил Пётр Воронин.