И всё-таки она вертится
Оборот «резервных» земель в Иркутске идёт, несмотря на сопротивление мэрии
Ежегодно в Иркутске выходит от полутора до двух тысяч постановлений о передаче земли в частное владение. При этом зачастую новоявленным собственникам удаётся «отвоевать» участки с помощью прокуратуры и через суд. Мэрия не спешит расставаться с землёй под существующими домами, мотивируя свой отказ тем, что территорию предполагается отдать под «общее пользование». Иначе говоря, там запланированы дороги, скверы, сети. Стремление власти оградить себя от будущих конфликтов с собственниками понятно, тем более что впоследствии некоторые из них пользуются ситуацией и «заламывают» заоблачные цены на участки. Однако до принятия генплана и проектов детальной планировки районов Иркутска у предприимчивых жильцов частного сектора остаётся на всё это полное право.
«Красной линией»
Каждый месяц в прокуратуру Иркутска поступает около десятка жалоб на иркутскую мэрию, которая отказывается передать жильцам в собственность землю под их домами, сообщила «Конкуренту» старший помощник прокурора города Юлия Ефимова. С начала 2010 года поступило уже более семидесяти подобных обращений. «Они становятся основанием для проверок администрации города, по результатам которых, как правило, выявляются массовые нарушения прав граждан», – отметила Ефимова. И если ещё пару лет назад больше всего жалоб поступало по поводу сроков оформления прав собственности (процедура занимала до двух лет вместо положенного месяца), то теперь основная претензия – массовые отказы администрации. Волна жалоб, к примеру, поступала от жильцов по улице Лермонтова, которая готовилась к расширению. Мэрия пыталась удержать землю и предлагала её только в аренду. Но люди шли до конца и отстаивали свои участки.
«Жильцам отказываются передать участок во владение обычно из-за «красных линий». Якобы оформляемая земля заходит на территории общего пользования, то есть проезды, дороги, сети, скверы, парки и другие социально значимые объекты, – пояснила старший помощник прокурора. – Землю в границах «красных линий» планируется изъять из оборота и запретить к отчуждению в собственность. Это нужно затем, чтобы, скажем, у человека не было возможности поставить за ночь «палатку» в сквере Кирова, а потом обращаться в суд с просьбой узаконить его права на участок». Казалось бы, механизм прост и закон должен быть на стороне администрации, однако прокуратура продолжает отстаивать позицию владельцев жилья, пожелавших оформить землю в собственность.
Дело в том, что до сих пор в Иркут-ске не приняты документы территориального планирования. Генплан в стадии корректировки. Правила землепользования и застройки Иркутска, а также детальная планировка по районам тоже в стадии разработки и утверждения. «Оба документа должны быть приняты, ведь генплан – это лишь общие направления развития территории, определение функциональных зон. А проекты детальной планировки – расположение объектов, прорисовка картины города. И только там могут быть прописаны «красные линии». Но раз пока они не утверждены, мэрия не может отказывать людям в предоставлении участков», – отметила Ефимова. Те, кто знает это, идут отстаивать свои права в суд и, по словам помощника прокурора, выигрывают почти во всех случаях.
Мэрия хочет подешевле, владелец – подороже
Победители земельных споров получают всё: землю в собственность и полную защиту закона. «Никто не сможет быть лишён участка, кроме как по решению суда. Земельный кодекс предусмотрел процедуру изъятия участков для муниципальных нужд, в частности, транспортных путей или сетей», – сказала Юлия Ефимова. Разумеется, мэрия может договориться с собственником, но это удаётся далеко не всегда: мэрия хочет купить подешевле, а владелец – продать подороже. Осознав неожиданную власть, люди «заламывают» цены и тянут процесс до суда. Так было при строительстве нового ангарского моста. В результате выкупная стоимость земли была определена судом на основе рыночной оценки и достигала 12 млн. рублей.
В результате администрация, в сущности, сама ставит себе ловушку: пока тянется утверждение документов, жильцы пользуются своим правом и оформляют на себя участки, на которых в будущем действительно запланированы «объекты общего пользования». Для мэрии это сплошная головная боль. Вспомнить хотя бы уже нашумевшую «Золотую рыбку», которую никак не могли выгнать с территории реконструкции 130-го квартала. Пока шёл суд, хозяева заведения, пользуясь случаем, выдвигали разные требования – от крупных денежных сумм до земельных участков.
Болевые точки
Жителям многоквартирных домов «повезло» гораздо меньше, отмечают в прокуратуре. Получить участок под объектом и прилегающую территорию практически невозможно. По закону такие участки должны оформляться в общую долевую собственность жильцов.
В процедуре нет ничего сложного: следует только провести собрание и обратиться в мэрию, которая должна сформировать участок. Но и здесь есть нюансы: администрация должна провести и утвердить проекты межевания территорий, причём за свой счёт. «Это позволит определить, кому какой участок отойдёт, а не идти по принципу «кто успел, тот и получил», – пояснила Ефимова. – Так должно пройти межевание под всеми многоквартирными домами в Иркутске. Но поскольку у нас до сих пор не приняты планы детальной застройки, межевание даже не начиналось». Проблемы, говорят в прокуратуре, нарастают из-за проволочек с документами как снежный ком. Город на протяжении трёх лет не принимал никаких нормативных актов, которые регулируют эти вопросы.
У жителей многоэтажек свой интерес в оформлении земли. Для них это не роскошь, а средство защиты от «точечной» застройки. Когда во дворе начинают возводить очередной дом, жильцы пытаются отвоевать футбольное поле, каток или хотя бы хороший вид из окна. Но обосновать нарушение прав в этих случаях почти невозможно: участок не оформлен по вине той же мэрии. Демонстрация плана БТИ, где на месте новой стройки детская площадка, ничего не даёт, потому что это не правоустанавливающий документ. В итоге жильцы проигрывают суды. «Хотя, полагаю, если бы были прецеденты решений суда в пользу жильцов, то, наверное, точечная застройка не стала бы столь массовой», – добавила Ефимова.
«Битвы» за придомовые территории происходят в основном в Кировском районе. По словам Ефимовой, сейчас идёт судебное разбирательство по участку на 5-й Армии, 48. Стройка ещё не началась, но земельный участок уже отвели. Сейчас на нём стоит газгольдер. Его планируют перенести, а на «пятаке» воткнуть многоквартирный дом с двумя подъездами. Жители близлежащих домов пошли в суды, но, как и другие, они не имеют официальных прав на этот участок. На этой же улице уже была схожая проблема: во дворе начали строить гаражи. Долгие судебные процессы прошли по аналогичным случаям на Синюшиной горе и в Солнечном. Большое противостояние было в Университетском, где ещё в 2007 году было выдано разрешение на строительство, но застройщик до сих пор не вышел на площадку – не дают граждане, хотя все суды они проиграли. «Люди пытались любыми способами стройку остановить. Одним вид из окна загородили, других лишили детской площадки», – сказала Ефимова.
Сколько ещё жители частного сектора и многоэтажек будут получать участки «с боем», пока неизвестно. Но в мэрии обещают, что необходимые документы будут согласованы в следующем году. Как рассказал «Конкуренту» главный архитектор Иркутска Андрей Красильников, проекты планировок по районам уже разработаны и подготовлены к утверждению. А скорректированный генплан прошёл публичные слушания, которые официально завершились 14 декабря. Параллельно его утверждают федеральные структуры, в частности, Минэкономразвития РФ и Роспотребнадзор. По словам Красильникова, в первом квартале будущего года документы планируется вынести на Думу и утвердить у мэра. Предположительно, все процедуры завершатся в первой половине 2011 года.