Ледниковый период
Снегопады оставили несколько регионов России без электричества
События развивались следующим образом. 6 декабря на территории Приволжского федерального округа сложились неблагоприятные погодные условия. Короткое потепление сменилось резким похолоданием. Дождь и мокрый снег при температуре ниже ноля привели не только к гололёду на поверхности дорог, но и к обледенению деревьев, строений и линий электропередачи. Тонны льда на ветках деревьев привели к массовому вывалу леса. Под его тяжестью рвались электрические провода, а бетонные опоры ЛЭП падали наземь, не выдерживая сверхнормативной нагрузки. Критической нагрузкой считается образование наледи толщиной до 2 сантиметров, а в зоне ЧП она достигала 4–5 и даже 7 сантиметров.
В результате непогоды 7 декабря произошло массовое нарушение энергоснабжения в Республике Татарстан, Ульяновской и Самарской областях. Общее количество людей, оставшихся без электроснабжения, подсчитать сложно, поскольку доступна статистика по регионам. По оценкам СМИ, без света остались 116 тысяч человек в Краснодарском крае и около 200 тысяч жителей Татарстана.
8 декабря МЧС РФ сообщило, что в полном объёме восстановлено электроснабжение в 92 населённых пунктах с населением 86 673 человека. Ещё через шесть часов были подключены 136 населённых пунктов и 99 118 человек. Тем не менее на вечер 8 декабря без электричества оставались ещё 300 населённых пунктов, в том числе 35 930 домов с населением 95 805 человек. По данным МЧС, к аварийным работам привлечено 926 человек и 330 единиц техники.
Регионы, оставшиеся без электроснабжения, выходят из сложившейся ситуации всеми силами. В Татарстан Минобороны РФ поставило девять дизельных электростанций.
В Самарской области работы по восстановлению энергоснабжения останавливаются лишь на несколько часов, сообщает телекомпания «Россия». «Железобетонные столбы упали, сложились как карточный домик, стоило только одному пролёту порваться», — рассказал телеканалу «Вести-24» заместитель главы Кошкинского района по ЖКХ Николай Зотов. Пока устанавливают новые столбы, ЖКХ и социальные объекты запитаны от резервных источников энергии. В частном секторе электричества и централизованного водоснабжения нет, занятия в школах отменены.
На контроле остаётся и ситуация в Хакасии, где 3,5 тысячи человек из посёлка Вершина Теи остаются без электричества по той же причине уже с 6 декабря. Из посёлка эвакуировано двести человек, остальные покидать дома отказались. Для остающихся были приняты меры социальной поддержки: людей обеспечили горячим питанием из армейской полевой кухни, питьевой и технической водой. На железнодорожную станцию были поданы вагоны, которые можно использовать как пункты обогрева. После обхода квартир были установлены сто человек, которые нуждаются в дополнительной тёплой одежде и лекарствах. Необходимая помощь оказана.
Сейчас власти Хакасии рапортуют, что энергоснабжение посёлка полностью восстановлено, водозабор работает в нормальном режиме, в рабочем состоянии насосы и котельная. Тем не менее пока столбик термометра в квартирах не поднимается выше плюс десяти. Люди обогреваются электрическими отопительными приборами. В районе продолжается сильный снегопад.
Режим чрезвычайной ситуации действовал 9 декабря в Нижнем Тагиле и Новоуральске Свердловской области, а также в Магадане, где толщина снежного покрова за сутки почти достигла метра. Там, где муниципалитет не в состоянии справиться с уборкой снега, горожане самостоятельно берут на себя расчистку улиц и дворов.
Вот как описывают жители пострадавших регионов ситуацию, в которой они оказались: «Мало приятного… всё покрыто льдом, люди падают, деревья падают и рвут провода, электороопоры падают, и прекращается всё: темно, холодно, страшно немного. Школы не работают с 1 декабря, – пишет в своем блоге жительница Ульяновска Вера Ж-ва. – Вчера с утра в соседнем сквере отваливались огромные ветки тополей, не выдержав обледенения». «С первого по третье декабря до -28 ночью, а сейчас дожди и всё обледенело. Деревья ломаются под тяжестью льда и, естественно, рвут провода, этот бардак вдоль всех дорог. Начальство пока велело сидеть дома, чрезвычайное положение объявили», – жалуется Галина Б-ко из Дмитровграда.
«В нашем городе объявили чрезвычайную ситуацию. Началось с того, что нас завалило снегом, в субботу был сильный град, а в воскресенье мы проснулись в леднике. Да-да, всё в городе было покрыто сплошным льдом. От такого веса деревья начали ломаться, падать на провода, на людей и тропинки, – писала в блоге Нина 6 декабря. – Высоковольтные провода лежат на земле. Службы не справляются, и в воскресенье в 18:00 у нас в городе отключили горячую и холодную воду, так как дерево упало на провода, снабжающие электричеством водную станцию. Теперь у одной половины города нет света, а у другой нет воды». Настроение, по словам автора, «поганей некуда»: «У нас нет воды совсем. В нашем районе можно наблюдать такую картину: люди стоят с вёдрами и баклажками и набирают воду с водосточных труб, что идут с крыши. За этой талой водой выстраиваются очереди. В туалете смывать нечем, а питьевая вода на вес золота. В магазинах питьевой воды нет совсем, как и хлеба. Прилавки пусты. Многие ездят по частным секторам на колонки, ищут воду, но и там пусто. Если найдёшь, то там стоит очередь из 10-15 человек. В магазине чуть ли не драка из-за последней вчерашней буханки хлеба».
На состоявшемся 8 декабря селекторном совещании министр МЧС Сергей Шойгу не скрывал, что недоволен темпами ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионах. Ярость министра, в частности, вызвал доклад министра энергетики Ульяновской области Александра Букина, где без электроснабжения остаются 15 тыс. домов, в которых проживает 41 тыс. человек, и 64 социально значимых объекта. «Идут уже третьи сутки, как население сидит без света. Ваше спокойствие мне непонятно», – заявил Сергей Шойгу, сообщает «Интерфакс». Букин доложил, что в течение двух суток будут восстановлены линии электропередачи и в трёхдневный срок все населённые пункты получат электричество. При этом он ссылался на то, что работы осложняются неблагоприятными погодными условиями.
«Тe меры, которые вы предпринимаете, явно недостаточны. Что значит, электричество будет восстановлено через трое суток? Речь должна идти о часах, а не о сутках, – не скрывал своего недовольства министр МЧС. – Я так и не услышал от Ульяновской области внятного ответа, какая помощь необходима, и меня это удивляет».