Знаменатель преступлений
Суд отказался подтвердить связь группы криминальных ангарчан с «Дробями»
Во вторник в Иркутском областном суде оглашён приговор семерым жителям Ангарска и Зимы, которые органами предварительного следствия обвинялись в бандитизме, убийствах, разбойных нападениях, похищениях людей и других преступлениях. По версии следствия, проведённого сотрудниками регионального управления СК России, криминальный авторитет Ангарска Игорь Паульс по кличке Немец создал в начале 2006 года устойчивую вооружённую группировку и, встав во главе банды, начал принимать от местных гангстеров заказы на устранение и устрашение неугодных им людей. Главарь, как считает следствие, единолично принимал решения о совершении преступлений и разрабатывал их планы, распоряжался добытыми ценностями и определял размер вознаграждения каждому члену своей группировки. За год существования банды, как следует из обвинительного заключения, ею было совершено больше десятка тяжких и особо тяжких преступлений.
Однако судья Иркутского областного суда Сергей Арсентьев, исследовав предъявленные стороной обвинения доказательства, не нашёл в действиях Игоря Паульса и шестерых его подельников основных признаков бандитизма: устойчивости и вооружённости. Мало того, он сделал вывод, что подсудимые не тянут даже на обычную организованную преступную группировку: недостаточно для этого сплочены и не объединены общей целью – совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. В итоге наказание, назначенное Фемидой, оказалось значительно ниже, чем просило гособвинение.
К слову сказать, это уже не первое серьёзное расхождение выводов Сергея Арсентьева с мнением следователей подразделения, в котором он сам приобретал юридический стаж, необходимый для того, чтобы занять кресло судьи областного суда. Достаточно вспомнить хотя бы его решение в отношении мэра Усть-Илимска Виктора Дорошка, обвинявшегося в заказном убийстве: судья прекратил дело за давностью лет, но кассационная инстанция направила его на новое рассмотрение, которое закончилось обвинительным вердиктом. Приговор в отношении Игоря Паульса и его подельников, совершавших тяжкие преступления, как заключил судья Сергей Арсентьев, простой «группой лиц», ещё не вступил в законную силу. По словам Сергея Поташенко, представлявшего на процессе сторону государственного обвинения, когда приговор поступит в органы прокуратуры, будет решаться вопрос о внесении на него кассационного представления в коллегию по уголовным делам Верховного суда России.
В число так называемой группы лиц, оказавшейся на скамье подсудимых Иркутского областного суда рядом с Игорем Паульсом, вошли жившие с ним по соседству, в одном микрорайоне, и работавшие на возглавляемом им предприятии молодые ребята, в недавнем прошлом студенты государственной технической академии, спортсмены, имеющие разряды по греко-римской борьбе, несудимые молодые люди из вполне благополучных семей. По мнению заместителя начальника ОРЧ-1 по линии уголовного розыска областного ГУВД Алексан-дра Молчанова, занимавшегося оперативным сопровождением дела, парни были увлечены блатной романтикой, возможностью сорить «бабками» и хвастать в кабаках перед знакомыми, что они работают «под крышей» самого Немца. На оперативном учёте окружение Игоря Паульса значилось как одно из активных подразделений известной в Ангарске криминальной группировки «Дроби», на протяжении уже двух десятилетий занимающей солидные позиции в иерархии блатных и подконтрольной, в свою очередь, ведущей мафиозной организации города нефтехимиков «Казино».
Знакомство сыщиков областного ГУВД с Игорем Паульсом состоялось в 2000 году. В то время оперативники обнаружили в его гараже химическую лабораторию, где двое выписанных с запада специалистов путём нехитрых манипуляций с платиносодержащими катализаторами, используемыми в процессе нефтепереработки, получали драгоценный металл. Уголовной ответственности Немец тогда избежал.
К концу 2006 года, когда произошла очередная встреча сыщиков с предприимчивым «авторитетом», 35-летний Паульс приобрёл уже значительный вес в деловых кругах. К тому времени отец передал в его руки управление солидным бизнесом: нефтеперерабатывающим заводом, лесозаготовительным предприятием и пилорамой в Зиминском районе, турбазой «Багульник» под Ангарском. Александр Молчанов рассказал, что «авторитет» производил впечатление начитанного и умного человека, который может с лёгкостью поддержать любую тему разговора. Ему, безусловно, присущи недюжинные организаторские способности, предприимчивость, умение «заражать» других своими идеями. Однако Паульс-младший предпочитал заниматься не только легальным бизнесом.
В разработку оперативников окружение Паульса попало в ноябре 2006 года, когда на 27 километре автодороги «Ангарск – Тальяны» была обнаружена обгоревшая «Тойота» с трупом неизвестного молодого мужчины. Выяснилось, что, прежде чем сгореть в салоне машины, он был убит выстрелом в голову. На помощь ангарским сыщикам тогда пришли лучшие опера из областного угрозыска. Как рассказал Александр Молчанов, в течение четырёх суток вместе с сотрудниками ангарской постоянно действующей следственно-оперативной группы сотрудники ОРЧ-1 проводили задержания, допросы, обыски. В ходе оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам удалось установить и задержать исполнителя преступления Михаила Столярчука, студента 2 курса Ангарской государственной технической академии. Сам Паульс и его правая рука Денис Комаров были объявлены в розыск – их поймали в Улан -Удэ лишь через полгода. Первая попытка задержания оказалась неудачной: в управлении внутренних дел окопался «крот», предупредивший подозреваемых о готовящейся облаве. Но в начале июля 2007 года подозреваемых в преступлении снова вычислили и загнали на джипе в болото, откуда они были благополучно выловлены.
А вскоре начала разматываться цепь злодеяний, совершённых «группой лиц», связанных с Паульсом. В начале мая 2006 года их жертвой стал 29-летний охранник АНХК Евгений Карасёв. Напрасно следствие искало мотив преступления в его профессиональной деятельности. Оперативным путём выяснилось, что причина связана скорее с неосторожным поведением охранника в ресторане: вступив в перепалку с гулявшим там лидером «Дробей», парень оскорбил «положенца», принародно окрестив его козлом. Это стоило ему жизни. Труп охранника, забитого насмерть обрезком металлической трубы, был обнаружен в 7 часов утра в его подъезде. Трубой орудовал студент и спортсмен Михаил Столярчук, «на стрёме» при этом стоял профессионал – сотрудник роты охраны ангарской исправительной колонии № 7 Михаил Шестопалов. А указал им жертву и подъезд, в котором она проживала, ещё один из компании Немца – Максим Лабуза.
Перед судом предстал лишь один из исполнителей этого зверского преступления – Михаил Столярчук. Его подельники до сих пор находятся в федеральном розыске. Шестопалов после предъявления обвинения в убийстве пропал без вести. Отпущенный судом под подписку о невыезде сотрудник тюремного ведомства залёг в психиатрическую больницу. Ему, однако, хватило ума сбежать из режимного заведения, оставив в дураках представителей и медицины, и правоохранительных органов: согласно оперативной информации, в неизвестном направлении подследственный отбыл, спрятавшись в багажник автомобиля. Активному, как считает следствие, члену криминальной бригады Максиму Лабузе, проходящему по нескольким эпизодам уголовного дела, удаётся скрываться от правосудия уже больше трёх лет.
В июле 2006 года Паульс, как следует из обвинительного заключения, принимает к исполнению очередной заказ: устрашение заместителя генерального директора охранного агентства «Викинги» Смирнова. Его автомобиль «Лексус» после взрыва тротиловой шашки, заброшенной в салон через разбитое стекло, восстановлению уже не подлежал. Ущерб почти в полтора миллиона рублей заставил хозяина джипа задуматься, кому он перешёл дорогу.
Однако жертвами окружения Паульса становились не только те, кто не угодил криминальным авторитетам. Иногда, например, поступали заказы не на человека, а на вещь. Так, в сентябре 2006 года один зиминский предприниматель обратился к «группе лиц» с просьбой раздобыть кран, посулив за него, по словам оперативников, миллион рублей. Подходящий
«КАМАЗ» с краном нашёлся по объявлению в газете. Водитель ООО «Профи» Николаев охотно взялся за разгрузочные работы, которые предстояло выполнить в лесу под Усольем: за них были обещаны хорошие деньги. В этом «коммерческом предприятии» участвовали не только бывшие с Немцем постоянно на связи Комаров и
Пьянков, но и не входившие в близкое окружение Беляев и Хороших. Всем нашлась работа: показывать водителю дорогу к месту подготовленного преступления, запугивать, перегонять похищенную машину в Зиму. В отношении 23-летнего Алексея Пьянкова материалы выделены следствием в отдельное производство: он до сих пор находится в федеральном розыске.
В криминальной среде Ангарска Паульс пользовался, по мнению оперативников, большим авторитетом. Ему, видимо, льстило, когда к нему обращались за содействием. Вполне понятно, что он не смог отказать родственнику своей жены Рустаму Шафикову, который попросил помочь – «снять с хвоста» кредиторов. Вчерашние студенты академии похитили «вымогателя» долга Хачилаву и привезли к Немцу на турбазу «Багульник», где в подвале было устроено нечто вроде КПЗ. А потом владелец турбазы выдал пленника родственнику и отправил того решать свою проблему самостоятельно. Жизнь «обидчика» оборвалась на берегу реки Китой, где должник зарыл его ещё не остывший труп в песок. А ценой вопроса стали 50 тысяч рублей. Как-то Шафиков дал другу свой старенький «Москвич» – привезти на дачу саженцы. А тот сел за руль в подпитии и врезался в крутую иномарку. Ущерб пострадавшие в автопроисшествии потребовали с владельца «Москвича», наняв для вышибания долга ранее судимого Хачилаву.
Следствие считает, что окружение Паульса вынуждено было соблюдать железную дисциплину. Тот, кто сам исполнял приговоры, вынесенные Немцем, не мог не догадываться, что ему светит в случае ослушания. Среди материалов уголовного дела есть, например, доказательства убийства некоего Глобуса или Фомы, имевшего, по словам оперативников, собственный криминальный бизнес. Он «кидал» банки: нанимал бомжей, которые брали кредиты, а потом исчезали. И при этом хвастал, что «работает» под Немцем. Паульс зачислил Глобуса в должники: пользоваться своим именем даром он не позволял никому. Напрасно «бизнесмен» пытался от него спрятаться – «группа лиц», вившихся вокруг Немца, похоронила его на берегу реки Белая в Усольском районе.
Одним из способов заработка знакомцев Немца была торговля наркотиками: органами предварительного следствия у них был изъято гашишное масло в особо крупном размере. В процессе совместного бизнеса члены «бригады», как водится, не поделили деньги. Михаил Столярчук не захотел отдавать партнёру сумму в 60 тысяч рублей. Вместо этого вместе с Денисом Комаровым выманил его в лесок возле посёлка Одинск под предлогом испробовать «ствол», который пообещал в уплату долга. С обнаруженной у обочины автодороги сгоревшей иномарки с трупом водителя в салоне и началось расследование многочисленных преступлений, совершённых «группой лиц», так или иначе связанных с именем Игоря Паульса.
Гособвинитель в прениях по делу просил для Немца 24 года лишения свободы. Но Игорь Паульс, которому на момент оглашения судебного вердикта исполнилось 39 лет, был приговорён лишь к 15 годам строгого режима. Сказались и исключение из объёма обвинения статьи 209 УК РФ (бандитизм), и смягчающие обстоятельства: перенесённый инфаркт, наличие малолетних детей. Подельники Игоря Паульса, большая часть которых ещё и сегодня не перешагнула в третье десятилетие своей жизни, получили сроки поменьше: Михаил Столярчук и Денис Комаров – 14 лет, Рустам Шафиков – 10, Артём Токарев – на год меньше. Сергей Хороших и Александр Беляев, участвовавшие лишь в эпизоде с хищением автокрана, будут отбывать наказание в колонии общего режима: один – 3 года 10 месяцев, другой – на месяц меньше.
Источник: http://3dmovies.ru