Дай миллиард
Пригородные перевозки будут обходиться казне в круглую сумму
Высокий градус дискуссии вокруг темы создания Байкальской пригородной транспортной компании, которая с будущего года должна взять на себя пригородные перевозки, вывел её в самые горячие новости. Потенциальные партнёры – областное правительство и представители железной дороги – выдвигают взаимные обвинения в адрес друг друга. Руководство ВСЖД добивается от областных властей компенсации затрат на пригородные перевозки в сумме 935 млн. рублей, в противном случае грозя сократить в два раза количество электричек либо вовсе передать бизнес красноярским коллегам, оставив без работы 300 человек, занятых сегодня на пригородных перевозках. Представители власти называют порядок подсчёта суммы выпадающих затрат непрозрачной, а манеру ведения переговоров – «шантажом».
Реформа РАО РЖД всерьёз рассорила иркутских железнодорожников и региональное правительство. И есть из-за чего ссориться – 935 млн. рублей. А изначально было и того больше – 1 млрд. 300 млн. Именно такую сумму обозначила железная дорога как выпадающие доходы по пригородным перевозкам. С нового года РЖД выводит пригородные перевозки в самостоятельный бизнес и отказывается компенсировать затраты на электрички за счёт других своих бизнесов. Это означает, что теперь это будут делать региональные бюджеты. А для того, чтобы власти ощущали свою пущую причастность к пригородным перевозкам, им предложено стать совладельцами компаний, которые априори считаются убыточными, и получить 49% акций.
В Калининградской области с таким подходом соглашаться не стали и отказались от электричек. Руководство региона уже заявило, что в их субъекте Федерации вполне можно обойтись и автобусами. Специалисты Высшей школы экономики, по заказу железных дорог проводившие исследование о перспективах пригородных перевозок в условиях реформирования РЖД, отмечают, по данным на июль, низкую активность регионов в вопросах создания совместных компаний. С РЖД активно сотрудничали лишь семь из 73 имеющих пригородные перевозки регионов, а 17 не участвовали в реформе. В частности, говорится, что ни один регион ни в 2009 году, ни ранее не компенсировал более 50% реальной суммы выпадающих доходов, а 25 регионов и вовсе в виде субсидий железной дороге оплачивали от 1 до 10% выпадающих доходов. При 100-процентных субсидиях дефицит бюджетов регионов второй группы мог бы увеличиться на 20%. Авторы исследования также констатируют, что из-за отсутствия утверждённой методики расчёта экономически обоснованного тарифа федеральный центр не может компенсировать регионам расходы на пригородные перевозки.
В Иркутской области из заявленных на этот год к компенсации 893 млн. рублей для субсидирования железной дороги предусмотрено 227 млн. А в проекте бюджета будущего года и вовсе символическая цифра – 100 млн. рублей при утверждённых службой по тарифам 935 млн. Проект бюджета во втором чтении был принят в прошлую среду, а в пятницу представители РЖД собрали брифинг, где было заявлено о том, что вопрос создания Байкальской пригородной пассажирской компании слишком затянут, и о том, что в области с услугами по перевозке граждан появится компания «КрасПригород» из Красноярска, а также о том, что красноярцы могут не взять к себе в штат местных кассиров и иных служащих, всего 300 человек. А испугавшую правительство цифру специалисты ВСЖД «взяли калькулятор и подсчитали», исходя из того, какое количество пассажиров следует перевезти.
Ответный шар был за губернатором. В понедельник на оперативном совещании у Дмитрия Мезенцева вопрос создания собственной пригородной компании был самым обсуждаемым. В разговоре приняли участие и железнодорожники. Первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин напомнил, что 8 сентября с РАО РЖД правительством был подписан договор о создании Байкальской пригородной транспортной компании и в течение 10 дней должно было пройти учредительное собрание, однако движения нет до сих пор.
Зато на вопрос первого зама губернатора Владимира Пашкова о возможной передаче пригородных перевозок в Иркутской области ОАО «КрасПригород» Маклыгин уклончиво ответил: «Всё будет зависеть от развития ситуации. Есть первое лицо на дороге, которое и принимает решения». Первый замначальника дороги не смог ответить на вопросы о прибыльности красноярской компании, а также об убытках других российских пригородных компаний. Не стал он отвечать и на вопрос, какие бонусы получит ВСЖД при «разгрузке» от пригородных перевозок и как увеличатся в связи с этим налоговые поступления в областной бюджет. Маклыгин заявил, что к столь подробному разговору не готовился и предоставит сведения позднее.
А вот заместитель губернатора Иркутской области Николай Хиценко сослался на разговор с замминистра транспорта и связи Красноярского края, проведённый во время визита в Красноярск на прошлой неделе. Красноярский чиновник сообщил, что по итогам 10 месяцев результат компании «отрицательный». Надо сказать, что сегодня созданы и работают 26 пригородных компаний. Из них прибыльные только две – «Центральная ППК» и ОАО «Северо-Западная ППК». Остальные – на Дальнем Востоке, в Кузбассе, Омске – идут с минусами от 70 млн. до 398 млн. рублей.
Дмитрий Мезенцев намерен пригласить представителей «КрасПригорода» в удобное для них время для прояснения ситуации. «Пока называемые цифры не позволяют однозначно быть убеждённым в тех предложениях, которые звучат от ВСЖД», – заметил глава области. Правительству известно, что в федеральном бюджете предусмотрено 25 млрд. рублей на компенсации по пригородным перевозкам, однако пока нет чёткого понимания, будут ли эти компенсации, возлагать 100-процентные затраты на областной бюджет невозможно.
В свою очередь временно замещающий должность министра финансов Иркутской области Алексей Зезуля напомнил, что федеральные компенсации дадут в сумме максимум 25–50% затрат и рассчитаны они всего на два года. Практика показывает: железные дороги довольно качественно обеспечивали раньше пригородные перевозки. «Чего стоят тогда такие реформы?» – поинтересовался Дмитрий Мезенцев.
В итоге обсуждение вопроса отложили до 15 декабря. Это сильно взволновало Николая Маклыгина. «2010 год заканчивается, какие могут быть проблемы при подписании договора?» – в отчаянии заявил он, имея в виду договор по созданию пригородной компании, над которым «работали 20 человек». «Наступит час икс», – предупредил Николай Маклыгин и напомнил, что на Свердловской ЖД уже произошла частичная отмена пригородных поездов. Там было создано ОАО «Свердловская пригородная компания», однако в 2009 году при затратах компании в 1,4 млрд. рублей компенсация из регионального бюджета чуть превысила 160 млн.
Зампред правительства Василий Гребенников посоветовал Николаю Маклыгину снизить накал обсуждения, поскольку слова представителя ВСЖД «похожи на шантаж». Дмитрий Мезенцев предложил «очень бойкому парламенту» Иркутской области подумать, а может быть, и выступить со своим мнением, оформленным в виде обращения или законодательной инициативы, по поводу реформирования РЖД.