Сибирское наследие
180-летие со дня рождения Михаила Загоскина отметили в краеведческом музее посёлка Михайловка
Историко-краеведческий музей Черемховского района в посёлке Михайловка. Благодаря энтузиазму его директора Тамары Дорофеевой в уютном конференц-зале постоянно проходят вечера, встречи, конференции. Организатором выступает краевед, собиратель фондов музея Николай Зубарев.
Недавно в музее прошёл вечер, посвящённый «отцу» сибирской журналистики Михаилу Васильевичу Загоскину. Поводом для мероприятия послужило 180-летие со дня рождения человека, отдавшего свои силы и талант духовной жизни родного сибирского края. Он родился в деревне Узкий Луг Черемховского района, в семье священника местной церкви, и первые годы жизни провёл в живописной местности на берегу реки Белой.
В зале, где прошла встреча черемховских краеведов, Николай Зубарев подробно осветил роль Загоскина в редактировании газеты «Сибирь», в издании «Иркутских губернских ведомостей» и основанной им газеты «Амур», названной Михаилом Васильевичем в честь тогдашнего иркутского генерал-губернатора Муравьёва-Амурского. Однако уловка не помогла, и вскоре «Амур» прекратил своё существование: власти не понравился гражданский пафос публиковавшихся в этом издании статей.
Но Михаил Васильевич Загоскин вошёл в историю общественной мысли Сибири не только как журналист-издатель, но и как гражданский деятель, немало энергии отдавший просветительской деятельности. Он был видной фигурой в Сибирском отделе Императорского Российского географического общества; учительствовал в селе Грановщина, куда ему пришлось выехать под давлением властей, недовольных тоном критических публикаций Загоскина в газетах.
На этой встрече интересным было выступление Елены Комаровой, литератора из Черемхова. Она остановилась на единственном художественном произведении – неоконченном романе Загоскина «Магистр», изданном в Иркутске только в семидесятых годах прошлого века. Любопытным было сравнение «Магистра» с «Очерками бурсы» Помяловского. По мнению Елены Комаровой, художественные достоинства произведения нашего земляка выше сочинения Помяловского. Известность «Очерков бурсы» обусловлена их изданием в центре России, тогда как наш Загоскин жил под надзором властей в глубинке Сибири и даже не смог завершить свой роман.
В другом выступлении прозвучало сравнение Загоскина с сибирским просветителем, известным учёным Афанасием Щаповым. Между этими людьми, действительно, было много общего. Оба происходили из семей служителей православной церкви; оба учились в одних и тех же духовных заведениях; наконец, оба входили в распорядительный комитет Восточно-Сибирского отдела Российского географического общества.
И Михаил Загоскин, и Афанасий Щапов были исследователями быта сибирских крестьян, поддерживали прогрессивное земское движение в Сибири. Щапов был участником Туруханской экспедиции и описал жизнь туруханских старожилов и поселенцев, а Загоскин издал свои «Заметки о быте населения Иркутского уезда», очерк «От Иркутска до Ниловой пустыни» и социально-экономический очерк о селе Грановщина. А книгу Михаила Васильевича Загоскина «Иркутск и Ир-кутская губерния» учителя Восточной Сибири на своём съезде в начале прошлого века рекомендовали как учебник по родиноведению. Так что совсем не случайно Загоскин высоко оценил роль А.П. Щапова в развитии исторической науки и краеведения. Он писал о своём современнике и соотечественнике в 1874 году: «Собирать факты и подмечать… черты народной жизни – это труд не лёгкий; но уметь, кроме того, обобщить эти факты и выводить законы из наблюдаемых явлений – это работа одних только недюжинных умов. А именно этим свойством, этим стремлением к обобщениям, выводам, важным в научном и в практическом отношении, и отличаются труды г. Щапова, репутация которого как историка-мыслителя упрочена голосом всей русской учёной литературы».
Две столь видные фигуры оказали заметное влияние на формирование гражданской позиции многих общественных деятелей Иркутской губернии конца девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Ни тот, ни другой не были сторонниками революционных радикальных преобразований. Они считали своим гражданским долгом образовывать соотечественников, пропагандируя культурное ведение сельского хозяйства.
Так и получилось, что разговор, состоявшийся недавно в краеведческом музее посёлка Михайловка, вышел далеко за границы заявленной темы. Фактически мои земляки вели речь о том, как важно хранить наследие тех, кто вносил свою лепту в культурную, духовную жизнь малой Родины, как важно помнить тех, кто являлся истинными патриотами России. А ещё мне отрадно было убедиться в том, что в районном музее бьётся живой родник мысли и исследовательской работы.