Уборка по-зимнему
Зима, хоть и с немалым опозданием, началась в Иркутске всего пару недель назад. Коммунальные службы города отреагировали на это событие строго по установленному регламенту: сменили форму одежды рабочих и навесное оборудование техники. А корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор Щербаков и Дмитрий Дмитриев, наблюдавшие за тем, как километры иркутских дорог «умывали» в июле, решили взглянуть, как те же люди и машины чистят их в декабре.
Снег с улиц областного центра убирают ежесуточно, за это отвечают три муниципальных предприятия – «Иркутскавтодор», «Спецавтотранс» и «Служба эксплуатации мостов Иркутска». Как сообщил «Сибирскому энергетику» первый заместитель директора МУП «Иркутскавтодор» Анатолий Сарапулов, сотрудники его компании работают в две смены: ночная длится с 20 до 8 часов, дневная, соответственно, с восьми утра и до восьми вечера. За сутки на дороги в правобережных районах города может выходить до 49 единиц техники, в том числе 20 комбинированных дорожных машин, которые используются для отсыпки улиц, 12 самосвалов, девять тракторов и шесть погрузчиков. В «арсенале» предприятия значатся ещё две тротуароуборочных машины.
Уборка без «хапуг»
«Сейчас мы работаем только малым комплексом», – рассказывает заместитель начальника участка №1 Октябрьского района «Иркутскавтодора» Юрий Туркин. Рядом снуёт смотрящийся игрушечным погрузчик «Bobcat», загружающий снег в самосвалы. Вместе с обычными «КамАЗами» он и составляет малый комплекс.
Плюс трое рабочих, которые убирают сметённый дворниками снег с тротуаров. В большом комплексе к ним добавились бы грейдер и «хапуга» – так на профессиональном сленге зовётся лаповый снегопогрузчик. Пока необходимости в них не возникает – осадков выпало не так много, несмотря на снегопад в среду. «Грейдер, конечно, на улицы уже выходил, 24 или 25 ноября, но мы им только на Дзержинского подскоблили лотки», – заметил наш собеседник.
Ранее начальник отдела содержания улично-дорожной сети комитета по ЖКХ администрации города Иркут-ска Дмитрий Бондарчук рассказывал, что тяжёлая техника работала, когда город впервые в этом году завалило снегом – в ночь с 11 на 12 ноября. Тогда, выражаясь официальным языком, было задействовано 80 машин и около трёх сотен рабочих. В том, что они достаточно оперативно вышли на улицы, значительную роль сыграла тёплая и продолжительная осень – к тому моменту, как её сменила зима, коммунальщики оказались готовы на 100%. По словам Дмитрия Бондарчука, они заблаговременно переоборудовали все машины и заготовили необходимые для борьбы с гололёдом материалы. Это подтвердил и Юрий Туркин одним коротким замечанием: «Мы были готовы». И добавил, что какого-то определённого срока, к которому необходимо перейти на зимний режим уборки, не существует, есть только расплывчатое определение – к тому моменту, когда выпадет первый снег. Угадать его заранее нельзя, всё зависит от погоды. «Я как лыжник, спортсмен знаю, что обычно капитальный снег в Иркутске выпадает где-то к 12 ноября, – заметил замначальника участка. – В этом году он так и выпал, хотя и подтаял потом». При этом он признал, что первый снег в этом году слегка припозднился.
Сотни тонн в «КамАЗах»
Вечером 2 декабря, который «Сибирский энергетик» выбрал для репортажа, бригада под руководством Юрия Туркина убирала сквер Кирова, правую сторону улицы Ленина, участок Карла Маркса и всю улицу Дзержинского. Чистят их, как и все ключевые центральные магистрали, ежедневно, вернее, еженощно. «До уборки второстепенных улиц доходит в том случае, если снег не выпадает на основные дороги», – то ли в шутку, то ли всерьёз сказал Юрий Туркин.
Когда мы подошли к нашему собеседнику (чуть позднее девяти вечера), самосвалы в сопровождении миниатюрного погрузчика уже закончили работу в сквере Кирова, и круги вокруг него нарезал «ЗиЛ», посыпавший дорогу щебнем. Отсыпка дорог, как выяснилось, тоже находится в ведении Юрия Туркина. «Посыпаем мелким отсевом с песком, пока сильного гололёда нет, соль не используем», – рассказал он. А на вопрос о том, почему же автомобилисты жалуются на булыжники на дорогах, ответил, что весь гравий просеять не удаётся, поэтому попадаются и довольно крупные камешки. «Такое бывает, но я считаю, что это не слишком большие трудности, мы же всё равно сгребаем снег вместе с гравием с дороги после того, как её посыпают», – добавил он.
В ночь на 3 декабря, по оценкам нашего собеседника, предстояло сгрести около 400 тонн снега. Или 67 «КамАЗов». Цифра выглядит внушительно, хотя до рекорда и не дотягивает – в одну из ночей прошлого года с центральных улиц Иркутска вывезли 970 тонн снега. «КамАЗы» с ним направляются в предместье Марата, за городские очистные сооружения. Именно там находится снегоотвал. С левого берега Ангары, напомним, снег вывозят на территорию бывшей свалки в Иркутском районе.
«Конечно, пока только начало зимы, 900 тонн мы не наберём, но нам и так предстоит побросать немало», – констатировал Юрий Туркин. При этом сделать всё нужно в сжатые сроки – центральные улицы с оживлённым движением необходимо очистить от техники не позднее шести часов утра. График не меняется всю зиму, новогодних каникул у тех, кто убирает улицы, нет. «В лучшем случае бывает, что люди отдыхают два дня вместо одного, но это случается только тогда, когда нет большого снега, – сообщил наш собеседник. – А если выпадет, то мы выйдем и 31 декабря. Каких-то каникул или отпусков нет – нас просто люди не поймут».