По принципу опережения
Иркутской городской теплосбытовой компании исполняется пять лет
Иркутск стал одним из первых городов России, где начали применять единый усреднённый тариф на тепловую энергию для населения. Для этого пять лет назад было создано ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания». Позже уникальный опыт ИГТСК стал тиражироваться и в других городах страны. Мало того, принципы тарифообразования, уже несколько лет применяемые в Иркутске, заложены и в новом Федеральном законе «О теплоснабжении». Именно на их основе будут создаваться единые теплоснабжающие организации. В 2006 году решение применять усреднённый тариф спасло Иркутск от социального взрыва. Сегодня жители города платят 645 рублей за гигакалорию, при этом порой и не подозревая, что на самом деле единица тепла стоит в разы дороже.
Дотация ушла в прошлое
ИГТСК создавалась в стремительном темпе. И тому были причины. Завершался 2005 год, Россия жила в ожидании нового Жилищного кодекса, который вступал в силу с 1 января 2006 года. По этому документу население страны в целом и Иркутска в частности переходило на федеральные стандарты оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Это означало, что отныне местным бюджетам запрещалось дотировать данные расходы, соответственно, 100-процентная нагрузка затрат на услуги ЖКХ ложилась на плечи потребителей тепловой энергии. Таким образом, жители должны были платить за услугу именно столько, сколько она стоит – по тарифам тех теплоисточников, от которых они запитаны. Единый же тариф для населения, действовавший ранее, отменялся.
«Это грозило настоящим социальным взрывом, – вспоминает директор ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» Тамара Винарская. – Ведь в Иркутске много теплоисточников, и у каждого свой тариф. Самый дешёвый на Ново-Иркутской ТЭЦ, на тот момент он составлял порядка 400 рублей за Гкал, а, к примеру, у ведомственной котельной – 2,5 тыс. рублей. Но все жители платили одинаково, так как нерентабельным производителям энергии выплачивалась дотация из городского бюджета, покрывающая разницу между реальным тарифом и установленным для населения. Соответственно, при введении запрета органам местного самоуправления выделять деньги на эти цели население должно было платить за тепло по экономически обоснованным ценам. И в некоторых районах города ситуация дошла бы до абсурда. Так, жители домов по одной стороне улицы Поленова стали бы платить значительно больше, чем проживающие через дорогу люди в точно таких же строениях. И только потому, что первые отапливаются от котельной 126 квартала, вторые – от теплоисточников «Иркутскэнерго».
При этом в самом невыгодном положении предстояло оказаться жителям микрорайонов Ново-Ленино и Иркутск-2. Их платежи за теплоэнергию должны были вырасти в разы. В целом же картина по городу выглядела бы примерно так: 60% жителей города платили бы за тепло по невысоким тарифам «Иркутск-энерго», у остальных 40%, являющихся потребителями энергии других производителей, квартиры отапливались бы дорогим теплом.
«Естественно, это вылилось бы в огромные суммы неплатежей, – уверена Тамара Винарская. – Угольные котельные, у которых самый большой тариф, просто бы обанкротились, а в целом ситуация была бы близка к катастрофической. Зимой 2006 года город мог замёрзнуть».
Неожиданное предложение
Решение нужно было принимать незамедлительно. Тамара Винарская, работавшая в то время в структурах «Иркутскэнерго», узнала о планах создать в Иркутске городскую компанию, которая занималась бы поставкой тепла населению по единому, усреднённому тарифу, в ноябре 2005 года.
«Меня пригласил Борис Матвеевич Розенраух (в то время заместитель генерального директора ОАО «Иркутск-энерго» по стратегии и развитию. – «СЭ») и сообщил, что администрацией Иркутска совместно с «Иркутскэнерго» принято решение о создании теплосбытовой компании, – говорит она. – Мне было поручено разработать структуру и придумать название. Очень неожиданное предложение. Это было в ноябре. А уже в декабре мы с Евгением Геннадьевичем Фильшем (заместитель генерального директора ОАО «Иркутск-энерго» по финансам и экономике. – «СЭ») и Юрием Вениаминовичем Волковым (до 2007 года вице-мэр Иркутска. – «СЭ») принесли в Региональную энергетическую комиссию свои расчёты. На их основе РЭК должна была утвердить единый тариф на тепло для жителей Иркутска. 31 декабря 2005 года мы его получили, на следующий день – 1 января 2006 года – ИГТСК уже работала, а 1 февраля начали выставлять счета потребителям».
Казалось бы, компания создана, социальная напряжённость снята, взаимопонимание с городскими и областными властями есть, самое время спокойно работать. Но в реальности вышло намного сложнее. Далеко не все оказались довольны новыми ценами на теплоэнергию. У части населения, потребляющего тепло «Иркутскэнерго», при усреднении тарифа его стоимость несколько подросла. По городу прокатилась волна митингов. Причём одни участники акций выступали категорически против усреднённого тарифа, другие – за.
«Это было очень напряжённое время, – не скрывает директор ИГТСК. – Мы встречались с протестующими, объясняли им, как формируется тариф и почему выбрана именно такая схема. Так что первый год работы нашей компании был тесно связан с разъяснительной деятельностью».
Приближался 2007 год, а вместе с ним новый этап реформы ЖКХ. На смену ремонтно-эксплуатационным управлениям должны были прийти управляющие компании. А значит, пред-стояло налаживать отношения с новыми партнёрами.
«Мы успешно прошли и этот этап, – считает Тамара Винарская. – Да, среди управляющих компаний есть недобросовестные, но большинство всё-таки профессиональные участники рынка, и нам удалось найти с ними общий язык. Думаю, фирмы-однодневки не выдержат конкуренции и будут вынуждены покинуть рынок».
Счётчик с выходом в Интернет
2010 год в ИГТСК расценивают как более или менее спокойный, при этом подчёркивают, что затишье ненадолго. Вступают в силу два новых закона, которые во многом будут определять правила игры в энергетике в последующие годы. Это 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности» и 190-ФЗ «О теплоснабжении».
По первому закону уже начиная с 2012 года страна должна будет приступить к активной экономии ресурсов. У энергетиков на энергосбережение свой взгляд. Они отмечают, что строить новые мощности намного дороже, чем высвободить их, затратив средства на энергосберегающие мероприятия. Население должно будет включиться в общий процесс экономии, установив приборы учёта потребляемой воды, электроэнергии и тепла. И хотя специалисты подчёркивают, что счётчики как таковые не ведут к экономии ресурсов, тем не менее они выступают косвенными помощниками в этом деле, так как дают стимул потребителям снижать свои затраты на оплату коммунальных услуг.
Чтобы подготовиться к реализации этого закона, в Иркутске ещё предстоит установить порядка 800 приборов подомового учёта потребления тепла. В настоящее время оснащённость теплосчётчиками по городу оценивается в 70%. А для того, чтобы сделать процесс передачи показаний приборов в ИГТСК автоматизированным, внедряется единая система АСКУТЭ. К ней уже подключено около 1800 тепловых узлов.
Кстати, ИГТСК своим появлением пять лет назад опередила законодательные нормы. 190-ФЗ предусматривает создание в населённых пунктах единых теплоснабжающих организаций, действующих на принципах усреднения тарифа. В Иркутске такая компания уже есть, но пока в её ведении тарифообразование только для населения города. В планах ИГТСК – выход на рынок тепло-снабжения юридических лиц.
В рамках Закона «О теплоснабжении» разрабатывается ряд нормативных актов. В частности, должны появиться правила функционирования единых теплосбытовых компаний. К настоящему моменту известно, что определить такую компанию должен орган местного самоуправления. Если речь идёт о населённом пункте, где проживает более 500 тыс. человек, то присвоение статуса будет происходить на федеральном уровне.
«Население в Иркутске уже пять лет оплачивает тепло по усреднённому тарифу, и теперь речь идёт о единой стоимости для юридических лиц, – говорит заместитель директора по экономике ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» Сергей Якимов. – Сейчас у этой категории потребителей цена различается в зависимости от теплоисточника. И стоит задача привести тариф на тепло для юрлиц к усреднённому показателю. Мы ставим цель получить статус единой теплоснабжающей организации города. А по сути – уже являемся ею, ведь сегодня мы поставляем тепло всему населению Иркутска, это 80% потребителей города».