«Город хитрецов»
Долг потребителей перед Иркутской энергосбытовой компанией достиг 3,6 млрд. рублей. Из них 1,1 млрд. рублей приходится на долю управляющих компаний, причём половина их задолженности является просроченной. При всём том далеко не все УК соглашаются на предложение Иркутскэнергосбыта сделать расчёты прозрачными.
«У нас есть две проблемы», – рассказал журналистам директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин во время «прямой линии» с жителями области, которая состоялась 26 ноября. Первая заключается в том, что владельцы электрических котельных в Усольском, Нижнеилимском и Усть-Илимском районах не расплачиваются за потреблённую электроэнергию или расплачиваются не в полном объёме. Например, ООО «КоТЭК», поставляющее тепло в дома и бюджетные учреждения посёлка Рудногорск Нижнеилимского района, с начала 2010 года не перечислило Иркутскэнерго-сбыту ни рубля. «Большего цинизма сложно придумать, я отказываюсь это понимать», – довольно эмоционально прокомментировал Сергей Бабкин сложившееся положение.
Второй проблемой являются непосредственно предприятия ЖКХ – их долг за энергоресурсы составляет 1,1 млрд. рублей при общем объёме задолженности 3,6 млрд. рублей. В то же время платежи на сумму 550 млн. рублей управляющие компании уже просрочили. Наибольшая по объёму «проблемная» задолженность накоплена в Усолье-Сибирском и Усольском районе – 200 млн. рублей. За ним следует Нижнеилимский район, где она составляет чуть менее 100 млн. рублей. Третьей сложной для сбытовиков территорией является Ангарск, где весной прошла волна акций протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги. По словам Сергея Бабкина, проблемы с собираемостью платежей за энергоресурсы есть и в других муниципалитетах, но там их масштаб несколько меньше.
Если не помогают напоминания и переговоры, Иркутскэнергосбыт уповает на такую цивилизованную меру воздействия на должников, как судебные органы и взыскание задолженности через службу судебных приставов, но это требует немало времени. «Мы им предлагаем по-новому выстраивать наши отношения, сделать прозрачными все расчёты, чтобы можно было увидеть, где кроются проблемы», – отметил директор Иркутскэнергосбыта. Однако управляющие компании зачастую не соглашаются на подобные условия.
Существуют и положительные примеры: в частности, все УК Железногорска-Илимского согласились на создание расчётно-кассового центра, через который потребители расплачивались бы напрямую с энергосбытовой компанией. Это позволит сделать понятными и прозрачными финансовые потоки. Но в большинстве случаев всё происходит с точностью до наоборот. Например, в Ангарске только четыре управляющие компании сразу приняли предложение Иркутскэнергосбыта, ещё четыре – после долгих переговоров и неоправданно долгого сопротивления заключению договоров. «Усолье-Сибирское в этом плане – город хитрецов: они не возражают, но и не соглашаются», – заметил Сергей Бабкин. Так, в городе ещё в апреле был создан расчётно-кассовый центр, однако ни одна управляющая компания так до конца и не согласилась раскрыть свои финансовые потоки. Тем не менее глава Иркутскэнергосбыта надеется, что при участии администрации Усолья-Сибирского эту проблему всё-таки удастся решить. Точно так же он уповает на разум руководителей управляющих компаний Ангарска.
Говоря о причинах, по которым возникает долг, Сергей Бабкин указал на несовершенство российского законодательства. «Законодатель упустил такой момент, как ответственность неплательщиков: когда управляющие компании с уставным капиталом 10 тысяч рублей оперируют такими задолженностями, с них невозможно их взыскать», – пояснил он. Поэтому возникают ситуации, когда становится возможной политика недобросовестных УК, наращивание долга перед поставщиками энергоресурсов и последующее банкротство.