Алло, мы ищем проекты
Жители Байкальска соревнуются за деньги
В моногороде Байкальске взяли курс на развитие малого предпринимательства, который так упорно провозглашали власти. Конкурсная комиссия приступила к отбору проектов – претендентов на бюджетные субсидии. Соревнуются 149 бизнесменов, на кону – 21 млн. рублей. Побывав на отборе проектов, «Конкурент» пришёл к выводу, что местами это напоминает схему «баш на баш»: финансовая поддержка властей может встать предпринимателю в новую детскую площадку или сквер. Но, вероятно, именно так и выглядит частно-государственное партнёрство по-байкальски.
«Главное – не мешать»
В коридоре мэрии Байкальска длинная очередь, как в больнице или паспортном столе. Или как на экзамене: в кабинет к конкурсной комиссии вызывают по одному. Для жюри это был уже не первый десяток проектов за день. За три презентационных дня 14 членов жюри, среди которых чиновники мэрии, представители «Опоры России» и депутаты городской Думы, успели отсмотреть более 60 проектов. Оставалось ещё 89. Всего до конца этой недели будут выбраны
70–75 заявок. На них до конца этого года направят 21 млн. рублей. Средства разделят, исходя из сумм в заявках бизнесменов. В целом на развитие малого бизнеса из федерального бюджета в Байкальск поступило 44 млн. рублей. Плюс из областного 2,316 млн. и из муниципального 540 тыс. рублей. Помимо субсидирования, средства будут направлены на повышение квалификации предпринимателей, маркетинговое исследование состояния и развития малого бизнеса в Байкальске, а также специализированный интернет-портал.
На момент нашего приезда перед комиссией выступали две молодые блондинки Юлия Игнатьева и Татьяна Шульгина. Их проект – детская развлекательная комната «Битком». Бизнес существует второй месяц и, по утверждению его организаторов, пользуется большой популярностью: ни в Байкальске, ни в Слюдянке такого до сих пор не было. «Вот прыгалки для маленьких детей. Это сухой бассейн с мячами, там хорошо маленьким детям моторику развивать. А это батут. Ещё надо купить эти, как их, ездилки… Электромобили!» – отметила одна из девушек. «Приводите детей к нам! У нас очень хорошо справлять дни рождения!» – не удержалась другая. «Хорошо. Мы знаем вас, спасибо!» – прервал мэр Валерий Пинтаев, участвующий в отборе предпринимателей.
Следом шёл проект пекарни «Хлеб от Альбины», который представила Виктория Шарапова. С этой вывеской она ездит на собственном автомобиле. «Альбина – это моя мама. Она в 90-х годах настояла на том, чтобы мы в 1994 году занялись производством хлеба», – пояснила предприниматель. Сейчас у Виктории и её мужа собственное производство и 12 точек продаж. Проект, деньги на который семья решила попробовать получить у государства, связан с расширением производства. Говоря о требующихся 500 тысячах рублей, Виктория демонстрировала фотографии булочек и печенья. «Вот печенюшечный аппарат. Мы уже заказали специальную гильзу для производства сахарного печенья с изображением куполов нашей церкви и надписью «Байкальское», – рассказала бизнесвумен. В ответ мэр Пинтаев напомнил ей, что необходимо «обязательно заниматься благоустройством территории». «Детскую площадку к следующему году!» – заключил он. «Мы напротив поставили лавочки – так люди сразу стали приходить пить вино и водку», – сказала Шарапова. Позже в коридоре мэрии Виктория с мужем Сергеем признались, что никакого опыта получения поддержки от государства у них нет. «Хотя помощь важна. Видите, собираю здесь подписи для «Опоры России» против повышения налогов. Вот какой поддержки хочется, а не просто раздачи субсидий. Деньгами бизнесу не поможешь. Главное – не мешать», – сказал Сергей Шарапов.
Без возврата на БЦБК
Члены комиссии были благосклонны либо равнодушны к конкурсантам: всех своих знают, чужих – не трогают. Но бывшему работнику Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Алексею Несмеянову они явно симпатизировали. Начинающий бизнесмен напомнил, что «когда завод остановился, то город остался в таком немножко страшном положении». Несмеянов, который проработал 15 лет бригадиром водителей, попал под массовое увольнение. Желания вернуться на комбинат у него после этого не возникало. «И пока сидели без работы целый год, много думали. Надо было какой-то бизнес организовать. Раз мы были не нужны на тот момент государству, то решили хотя бы для города сделать что-то полезное», – рассказал Несмеянов. Собственно, он практически единственный конкурсант, который после комбината занялся собственным делом. Вместе с сыновьями он начал производить тротуарную плитку. «Два месяца мы отлаживали производство, долго мучились, но добились надлежащего качества плитки, – добавил Несмеянов. – Готовы производить и сопутствующую продукцию: уже есть образцы парковых скамеек и малых архитектурных форм». Предприниматель рассчитывает на 341 тысячу рублей прибыли в год и 23% рентабельности. Для наглядности качества плитки предприниматель показал фотографии своей работы: «Вот, к примеру, у магазина сделали площадку. Почти идеально получилось. Забавно, что потом павильон переименовали из «Эльвиры» в «Хороший».
Жюри Несмеянова поддержало. Как потом призналась начальник отдела по социально-экономическому развитию, малому бизнесу и потребительскому рынку Татьяна Безматерных, проект бывшего работника БЦБК ей самой сильно приглянулся. «Это уже работающее производство, продукцию которого можно пощупать. Остальное, я считаю, по большей части «хотелки», которые непонятно, реализуются или нет. По сомнительным проектам мы выезжали и видели, что у многих нет никакой базы для собственного дела», – сказала Безматерных. Впрочем, симпатия комиссии не избавила Несмеянова от ответных просьб мэрии. «На будущий год у нас предусмотрены юбилейные мероприятия, – начал издалека Пинтаев. – И у нас уже есть проект по благоустройству сквера около Дома культуры, где планируется соорудить фонтан. Так вот, поможете с плиткой?». «Да, согласен, сделаю без прибыли для себя!» – обрадовался Несмеянов, чем заслужил мэрское «спасибо, молодцы».
«Денежка, в кошелёк плыви»
Следующий проект представила косметолог Галина Ластовка. У неё властям то ли нечего было просить, то ли постеснялись. Косметолог сообщила, что на весь Байкальск она одна, а спрос на её услуги есть и у туристов, и у байкальчан. «Тоже ведь люди», – сказала она, приведя этот факт как ещё один аргумент в свою пользу. Сферу услуг развила Татьяна Антончик, которая предложила создать информационный туристический центр «Байкал круглый год».
«Полтора года проработав гидом, я поняла, что существует пустота, которую надо заполнить для развития туризма», – сказала она. Татьяна добавила, что в городе работают четыре турфирмы, которые «бьются с одними и теми же проблемами». Например, как сделать рентабельным тур, куда приехали всего три человека, или как облагородить опасные места, куда гиды водят туристов. Татьяну Антончик комиссия похвалила и быстро отпустила.
«Мы хотим развить производство сувениров с символикой Байкала», – почти с порога заявила комиссии Лидия Коняева, автор проекта «Народный промысел с теплотой наших рук». «Используем природные материалы. Поэтому благодаря нашим сувенирам у человека появится не только возможность приобщиться к народным промыслам, но и унести с собой частичку любви к озеру», – добавила Лидия. С прошлого года она работает над сувенирами вместе с мамой Ольгой Николаевной в своём доме в Утулике. «Но мы сейчас хотим перенести мастерскую в Байкальск и открыть при ней демонстрационный зал, а также предоставлять возможность туристам самим участвовать в изготовлении сувениров», – рассказала Лидия. Помимо этого Коняевы «продвигают» памятные места Байкальска. «Ухо Байкала», куда туристы теперь ходят загадывать желания, – их рук дело. Сейчас мама с дочкой договариваются насчет ещё одного памятника, но его название пока не раскрывают. «Вы у нас во всех конкурсах участвуете. Очень активно», – протянул Пинтаев, видимо, не зная, за что зацепиться. «Мы, кстати, разрабатываем сувенир к 45-летию Байкальска. Уже подключили творческих людей. Я считаю себя неравнодушным жителем Байкальска, люблю этот город и хочу, чтобы он процветал», – быстро нашлась Лидия Коняева.
На выходе Лидия вместе с мамой показывали глиняных нерп и соломенных домовят чиновникам из области. «Я тут с восьми утра, всю ночь переживала. Ведь такие монстры местного малого бизнеса пришли! А тут я со своими игрушками, – смеётся Лидия, складывая сувениры по пакетам. – Единственное, чем мы пока известны, – «Ухом Байкала», которое установили по нашей инициативе. Правда, там уже табличку спёрли…». Ольга Николаевна добавляет, что бизнес с дочкой они пока раскручивают как могут – отдают сувениры на продажу в гостиницы «Горы Соболиной», пробуют договариваться с Иркутском. Появляются даже постоянные клиенты: на днях один покупатель сказал, что ему сильно понравились сувениры и теперь он хотел бы предлагать их приезжим делегациям. Открывать мастерскую в Байкальске Коняевым пока не на что. Они говорят, выражаясь по-модному, что пока у проекта инвестиционная стадия развития.
В том, что у них всё получится, рукодельницы не сомневаются. Несколько лет назад у Коняевых уже работала собственная сувенирная лавочка в Байкальске, но, как только муниципалитет поднял арендную плату, семья влезла в долги и вернулась домой в Утулик. В прошлом году проект Коняевых сначала заметили иркутские «зелёные»: на грант от «Байкальского экологического движения» рукодельницы купили большую печь для обжига глины. Теперь их заметила байкальская администрация, для которой бизнес Коняевых сейчас практически универсальный ответ для тех, кто спрашивает об альтернативных путях развития моногорода. «Мы придумали бренд байкальский: слепили рыбку из глины и подписали – «Омулёк». Его надо класть в кошелёк, приговаривая: «Омулёк в кошельке живи, денежка в кошелёк плыви», – заулыбалась Лидия. «Омульки» стоят 30 рублей.
– И хорошо идут? – интересуемся у предпринимателя.
– Нарасхват. Уже поступило предложение делать барсеточные варианты. А женщины попросили со стразиками. Я бы вам показала «омулька», но у меня самой кошелька нет. Как-то не обзавелась.