Бессрочная лицензия
Для российских автошкол разработана новая нормативно-правовая база
За десять месяцев 2010 года в Иркутской области произошло 2869 дорожно-транспортных происшествий, погибло 394 человека. Как сообщил на прошедшем в Иркутске региональном совещании автошкол министр здравоохранения области Гайдар Гайдаров, в структуре смертности травмы в последнее время занимают второе место. Между тем в 70% случаев пострадавшие в ДТП могли бы выжить при условии квалифицированной первой доврачебной медицинской помощи. В автошколах Приангарья уже учат оказанию первой медицинской помощи, хотя соответствующие документы на законодательном уровне только рассматриваются. По словам министра, правительство сегодня выделило 2,5 миллиарда рублей для обучения азам первой медицинской помощи работников ГАИ и участников дорожного движения на базе службы медицины катастроф.
Иркутская область также вошла в пилотный проект по предотвращению ДТП и в 2011 году получит от федерального правительства средства для формирования травмоцентров пяти уровней: от фельдшерских пунктов до Кировского областного травматологического центра. К двум центрам санавиации присоединятся ещё четыре. Обращаясь к руководителям автошкол Иркутской области, Гайдар Гайдаров подчеркнул, что только с помощью правильного обучения водителей можно организовать действенную профилактику ДТП.
С 1 января 2011 года автошколам России будет выдаваться бессрочная лицензия. С одной стороны, это избавит школы от решения многих бюрократических вопросов. А с другой – ситуация, при которой первая проверка после получения лицензии состоится через год, а последующие будут осуществляться раз в три года, может спровоцировать нарушение прав обучающихся на качественное образование. Понятно, что требования к процедуре лицензирования станут строже. О выполнении новых требований в переходный период, то есть до принятия закона о нормативно-правовой базе, на семинаре-совещании рассказал руководитель областной службы по контролю и надзору в сфере образования Александр Костин.
По его словам, отныне школы будут готовить водителей по пяти программам: А, В, С, Д, Е. Такой программы, как ВС, больше нет. В процессе обучения теперь большее количество часов отводится на практическое вождение. Школы имеют юридическое право корректировать программы, однако определённый нормативами минимум они обязаны выполнять. Для создания новых образовательных программ можно использовать уже имеющиеся с поправками на требования времени.
Особое значение отводится вопросам повышения квалификации преподавателей автошкол. В регионе создан научно-методический центр, аккредитованный Министерством образования и науки России. Курсы, организованные при различных образовательных учреждениях, не будут считаться легитимными.
Для получения лицензий и приложений к ним нового образца автошколам нужно будет исправить массу недочётов. В Приангарье 185 автошкол, большинство из них проходили процедуру государственной аккредитации, во многих осуществлялись плановые проверки службы по контролю и надзору в сфере образования. Руководитель службы рассказал на семинаре-совещании о самых распространённых недостатках и нарушениях. Кроме устаревшей материально-технической базы как самих школ, так и автодромов, эксперты выявили и другие недоработки: превышение среднегодового контингента обучающихся, недостаточное количество часов вождения транспортных средств, устаревшую учебную литературу и не зарегистрированные в ГИБДД учебные автомобили.
По мнению Александра Костина, бессрочная лицензия существенно повысит личную ответственность за нарушения руководителей автошкол: административные взыскания за правонарушения предусматривают штраф до 250 тысяч рублей.
Для качественного процесса обучения автошколы должны поменять систему приоритетов. Предстоящие шаги в этом направлении вызывают массу вопросов. Поэтому в середине января 2011 года руководители автошкол соберутся ещё раз.