Михаил Грайвер: «Наша система закупок будет одной из самых совершенных в России»
ОАО «Иркутскэнерго» 18 ноября представило новый стандарт взаимодействия с поставщиками. О том, в чём заключаются его особенности и какие цели преследовали его разработчики, «Сибирский энергетик» уже писал. А директор по внутреннему аудиту ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Грайвер рассказал о том, что предшествовало принятию нового стандарта и как он должен изменить работу компании.
– Что мотивировало «Иркутск-энерго» на принятие нового стандарта взаимодействия с поставщиками?
– Это следствие глубинных процессов в компании, которые происходят не первый день. Я бы начал с того, что у нас в стране вся экономика переходит на новые, конкурентные рельсы. И для компаний, которые хотят быть успешными в рыночной экономике, очень важно выстраивать отношения с окружающим миром. Закупки как раз являются частью таких отношений, одним из процессов. И здесь компании, если она хочет быть успешной в условиях рыночной экономики, необходимо решить три задачи: приобрести товар оперативно, как можно дешевле и качественнее. Мы должны стремиться их решить, чтобы компания была успешной и развивалась.
– Почему принятие подобного документа произошло только сейчас?
– Я бы не сказал, что это произошло именно сейчас. Просто новый регламент является очередным витком в развитии компании, мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы. Это идёт с начала девяностых годов. В прошлом десятилетии мы, как и все компании, адаптировались к новой системе экономики. Начались серьёзные изменения в системе управления компанией, они коснулись и системы закупок. В 2002–2004 годах она вышла на новый уровень, начались конкурсные закупки материалов, призванные обеспечить свободный доступ контрагентов к торгам. Тогда мы как раз выработали стандарт, правила игры с поставщиками. И к 2006 году у нас уже 70% закупок производилось на конкурсной основе, а сейчас доля материалов, которые мы приобретаем таким образом, достигла 96%. Оставшиеся 3-4% – это те случаи, когда нужно оперативно решить какую-то задачу, например, если возникает авария и мы не можем тратить время на проведение всех конкурсных процедур. Для этого существуют отдельные механизмы, когда мы по ценовым заявкам выбираем поставщиков.
– Каковы, на ваш взгляд, ключевые нововведения?
– Это доступ поставщиков через интернет-сайт компании, без всякой дискриминации. Будет создан специальный раздел, с помощью которого они смогут подать заявку, не нужно будет ходить по коридорам, писать письма к начальству «Иркутскэнерго» и ждать, пока они дойдут, опасаться того, что они могут не дойти. Кроме того, есть страница, где опубликовано расписание торгов, которое по мере надобности корректируется. И все потенциальные поставщики, выходя на сайт «Иркутскэнерго», смогут узнавать, когда и что компания будет покупать. Через Интернет они смогут подавать заявление и о случаях дискриминации. Допустим, если компанию, по её мнению, несправедливо не пригласили к участию в конкурсе или её заявку не рассмотрели, у неё есть возможность обратиться к менеджменту «Иркутскэнерго», начиная от начальника профильного подразделения и заканчивая генеральным директором. Можно обратиться и к директору по внутреннему аудиту на линию доверия, а мы – независимая структура, которая не подчиняется непосредственно менеджменту компании. Мы или служба безопасности даже можем проинформировать акционеров «Иркутскэнерго», если есть какие-то серьёзные нарушения. Ведь наша цель как раз в том и состоит, чтобы сделать процессы в компании прозрачными для окружающего мира, чтобы не возникало слухов касательно ведения бизнеса.
– Кроме того, компания переходит к сотрудничеству только с производителями или официальными поставщиками оборудования. Каковы масштабы экономии от такого шага и насколько сложно наладить прямое взаимодействие с ними?
– Да, это действительно было продекларировано. Но это не такой простой вопрос, как кажется, и я думаю, что мы схему взаимодействия непосредственно с производителями оборудования ещё будем совершенствовать. Действительно, правильно, что работа идёт непосредственно с поставщиками, ведь любой посредник добивается маржи для себя. Но есть проблема, что взаимодействовать мы будем не с самим заводом, а с его дилером или дистрибьютором, ведь многие производители предпочитают передать эту функцию именно ему. А понятие «дилер» не оформлено чётко в российском законодательстве, по крайней мере, мы так и не смогли разобраться, как их отделить от обычных посредников. Понятно, что это тот, кому завод прямо делегировал право на продажу своей продукции, поэтому товар он получает по низкой цене и по низкой цене поставляет его покупателю. Но вот мы приходим к снабженцам и спрашиваем, является ли конкретная компания дилером. Они нам в ответ показывают официальную бумагу, подтверждающую этот статус. И такие бумаги представляют все, кто заявляется на конкурс. Но ведь получить их ничего не стоит, и если кому-то обязательно нужно попасть на торги, он ни перед чем не остановится, чтобы её приобрести. Поэтому, я думаю, в этом вопросе нам предстоит ещё много работы. И если сейчас нам изданный стандарт кажется совершенным, то через год мы всё равно будем его дорабатывать. Этот процесс постоянно совершенствуется, его цель – сделать прозрачным непосредственно контакт поставщика с покупателем. И мы пытаемся создать такую систему, которая была бы защищена от любых злоупотреблений. Кстати, ещё одно революционное нововведение: в подчинении у директора по снабжению появилась структура, ответственная за аккредитацию поставщиков.
– Новый стандарт – это ноу-хау «Иркутскэнерго» или вы использовали зарубежный опыт?
– Здесь правильнее будет сказать, что новый стандарт – это слияние опыта работы компании в процессе закупок с теми новыми инструментами и возможностями, которые появились в результате развития системы закупок в государстве в целом. Это и появление электронных торговых площадок, и безусловное выполнение требований законодательства. Использование зарубежного опыта как самоцель не ставилось, главным было своевременное осуществление качественных закупок по минимальным ценам при максимальной двусторонней открытости контрагентов.
– Если сравнивать с российскими компаниями, насколько этот стандарт лучше?
– Вы понимаете, в любых правилах всегда есть формальная сторона. Вот мы можем выпустить документ и говорить, что он хороший, но на деле его не исполнять. У нас ведь многие законы в России потому и не работают, что нет контроля за их реализацией. Есть множество примеров по стране, когда великолепные правила не были претворены в жизнь. Скажем, в «РАО ЕЭС России» всё вообще шло в автоматизированном режиме, были электронные торговые площадки, и внешне всё было идеально. Но на практике случались злоупотребления. В этом плане «Иркутск-энерго» повезло, что коллектив сам акционировался, люди сами себе не дали разболтаться.
– Когда он вступит в силу?
– Стандарт уже вышел, 11 октября был подписан соответствующий приказ. Но необходим ещё комплекс мероприятий, которые нужно внедрить, чтобы он заработал. Первое – проведение определённого обучения персонала. Второе – внесение изменений в программное обеспечение. Затем нужно обучить персонал работе с ним и назначить ответственных, которые бы проконтролировали, как работается в новых условиях. Ведь любое дело нужно сначала освоить. С моей точки зрения, на это уйдёт два-три месяца, после этого стандарт чётко заработает. И тогда наша система закупок будет одной из самых совершенных в России.
О случаях дискриминации при допуске к закупкам можно обратиться по следующим телефонам и адресам: (3952) 790-880, факс (3952) 790-889, e-mail: Pravda@irkutskenergo.ru, почтовый адрес: 664080, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3, Грайвер М. А.