издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долговая волна

Угрожает безопасности водопроводных сетей Иркутска

  • Автор: Мария ВОЛКОВА

Долг потребителей за услуги иркутского Водоканала с начала года по октябрь вырос более чем на 50 млн. рублей и превысил уже 305 млн. рублей. Основная часть задолженности приходится на жилищные организации, рассказал во вторник на заседании Высшего административного комитета в мэрии Иркутска руководитель водоснабжающей организации Борис Гальян. Предприятие ведёт претензионно-исковую работу, однако, по мнению мэра города, этого недостаточно. Уже в нынешнем году Водоканал вынужден урезать производственную программу. Если не переломить ситуацию, уже через несколько лет предприятие может оказаться на грани банкротства, а город – столкнуться с серьёзной угрозой надёжности водоснабжения.

Задолженность перед Водоканалом за холодную воду и водоотведение на 1 октября составила 305,1 млн. рублей, сообщил Борис Гальян. Доля жилищных организаций в общей сумме – 84,2%, или 257 млн. рублей. Причём основной объём долга образовывается за счёт жителей многоквартирных домов, на них приходится почти 228 млн. На втором месте в рейтинге неплательщиков находятся промышленные предприятия, которые задолжали заметно меньше – 31,6 млн. рублей. За ними идут бюджетные организации и город Шелехов.

С начала года общая сумма выросла на 52 млн. рублей. Задолженность бюджетной сферы в основном текущая и вызвана недостатком ассигнований на 2010 год и оплатой коммунальных услуг бюджетными организациями месяцем позже. Долг этой группы потребителей вырос незначительно, в основном за счёт увеличения тарифов. Промышленные потребители, обязательства которых также ограничиваются текущими платежами, даже немного снизили показатель по группе. А вот основная причина роста задолженности всё те же управляющие компании. В свою очередь, они винят недостаточно добросовестное население: в этом году средняя собираемость платежей по холодной воде составила 90,2%, подчеркнул Борис Гальян.

Муниципальному предприятию не остаётся ничего иного как развернуть в отношении должников претензионно-исковую работу. Так, за три квартала этого года были направлены почти пятьсот претензий на сумму 32 млн. рублей и судебные иски на 88,2 млн. Но судебные разбирательства тянутся довольно долго, должники зачастую пытаются оспорить требования. По решению суда за отчётный период на счета Водоканала поступило 18 млн. рублей. Через судебных приставов взыскано более 14 млн. рублей с ООО «Приморский», за девять месяцев поступила половина этой суммы. Имеется решение по ООО «Сибирская», однако управляющая компания пытается обжаловать его в арбитраже. Не только жилищные организации, но и ТСЖ и ЖСК увеличили размер долга. Злостные неплательщики – ТСЖ «Прибрежное» и другие, список достаточно широкий, отметил руководитель Водоканала.

«В августе возникла напряжённость в отношениях с основными управляющими компаниями по расчётам за услуги, – пояснил Гальян. – Были подготовлены и направлены письма председателям комитетов как председателям советов директоров компаний». В результате переговоров и совещаний в конце сентября Водоканал получил два платежа на общую сумму 60 млн. рублей, которые фактически покрыли двухмесячную задолженность.

По мнению директора водоснабжающей организации, для решения проблемы неплатежей нужно создать единую процессинговую компанию, которая будет собирать деньги за коммунальные услуги с населения. Таким образом, финансовые потоки должны стать более прозрачными, считает Борис Гальян. Сейчас даже на основании одних и тех же данных месячные начисления, рассчитанные УК и Водоканалом, разнятся. Тем более затрудняют работу неточности в адресах, расхождения по числу проживающих и так далее. В настоящее время проводится стыковка электронных баз данных, говорит эксперт. 

«Провалы» в платежах случаются и при передаче жилья от одной управляющей компании к другой. До сих пор не выработана чёткая процедура передачи жилфонда, считает глава предприятия: «Когда население не знает какое-то время, куда платить, эти средства теряются безвозвратно примерно на 80%».

Ответственность за работу с населением лежит на управляющих компаниях, считает глава Водоканала, а учредителем процессинговой компании может стать городская администрация. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов это мнение не разделил и потребовал «чёткой позиции» по вопросу снижения задолженности. Он напомнил, что на аналогичных заседаниях директор Водоканала уже докладывал о росте долга, при этом темпы его увеличения не изменились. Нужны некие радикальные меры, полагает градоначальник, чтобы переломить ситуацию, поскольку иначе управляющие компании будут и дальше иметь лазейку для ухода от обязательств через преднамеренное банкротство, а муниципальное предприятие – терять доход. Уже в этом году из-за неплатежей Водоканал вынужден сократить производственную программу. Следовательно, уменьшаются вложения в обновление водопроводных и канализационных сетей. Если оставить всё, как есть, считает Виктор Кондрашов, через несколько лет аварийная безопасность городского водопроводного хозяйства окажется под большим вопросом. От руководства предприятия мэр потребовал найти действенный способ борьбы с долгами. Обсуждение вопроса в администрации города продолжится через две недели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры