издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В двадцатке

Иркутская область может обзавестись агломерацией

Инициатива правительства России о создании 20 агломераций, ещё не став официальной, уже вызвала ажиотаж в регионах. Правда, скорее это можно назвать тихой паникой. Высшие чиновники отказываются комментировать проект, опасаясь реакции Москвы. Иркутская область – не исключение. Временно замещающий должность министра экономического развития, науки, труда и высшей школы Дмитрий Ялов заявил, что не будет ничего оценивать, пока не увидит официальный документ. Часть экспертов «Конкурента» считают, что идея не продумана и больше походит на предвыборные лозунги. Другие уверены, что это второй шанс для Иркутска получить агломерацию. Кампания со сменой часовых поясов началась точно так же. Президент её озвучил в послании к Федеральному Собранию, и сначала все подумали, что ничего не будет.

Президент пока ничего об агломерациях не заявлял. Заявляла газета «Ведомости». Она опубликовала на прошлой неделе карту 20 предполагаемых агломераций и тезисы некоего документа, который, по данным источников газеты, будет озвучен в ежегодном послании президента к Федеральному Собранию. Чиновники посчитали, что 90% городов России – это малые города с численностью населения до 100 тысяч человек, причём половина из них монопрофильные, что рождает ситуации, подобные Байкальску, когда остановка единственного предприятия ведёт к коллапсу. «Ведомости» цитируют документ: «Развивать малые города бесперспективно». А потому, по мнению авторов, нужно «создать условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие». К 2015–2030 годам в России, посчитали чиновники, прирост населения будет только в шести крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. Причина – общая убыль городского населения на 15%. Ещё шесть городов-миллионников потеряют население. Чтобы этого не произошло, надо «подтягивать» население из малых городов. Некоторым малым городам и посёлкам, похоже, придётся расстаться со своим статусом. Чиновники пока не называют точных цифр, но говорят о неких «критериях численности» для поселений, которые и будут введены, чтобы отсеять «мелочь».  

Поэтому страну предлагается разделить на 20 агломераций с населением более 1 млн. человек. Для примера называются Московская, Санкт-Петербургская, Самаро-Тольяттинская, Новосибирская, Красноярская. В центре такой агломерации будет один крупный город, вокруг которого сконцентрируются ресурсы. Соответственно, тут разместятся федеральные представительства. Иркутск тоже попал в двадцатку новых российских агломераций. На карте он стоит под номером 17. В Иркутскую агломерацию, по задумке правительства, войдут шесть городов с общим числом населения 1 миллион 81,4 тысячи человек и два посёлка городского типа в 70 тысяч человек. Какие это города и посёлки, авторы не озвучивают. Но один из экспертов «Конкурента» предположил, что это тот самый «Иркутско-Черемховский промкомплекс», в который войдут Иркутск, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Свирск, Усолье-Сибирское, посёлки Мегет и Михайловка.

В каждой агломерации будет создана инфраструктура: высокоскоростная система общественного транспорта, размещение производств за центром агломерации, организация единого торгового, образовательного и культурного пространства. При этом единый муниципалитет создавать никто не предлагает. Федерация настаивает на «координации» планов территориального и инфраструктурного развития и свободном миграционном режиме. Как в этом случае будут делиться деньги между муниципалитетами – вопрос.

В администрации президента информацию, озвученную в СМИ, подтвердить или опровергнуть отказались. Тренд тут же подхватили российские региональные чиновники. Один за другим они тоже стали закрытыми для прессы в этом вопросе. 1 декабря на сессии ЗС будет рассматриваться в окончательном чтении программа социально-экономического развития Иркутской области до 2015 года. Естественно, что в неё уже никак нельзя внести тезисы об агломерации. Но если президент всё же озвучит проект, то программу придётся менять. Как и концепцию развития Иркутской области до 2020 года. «Позвольте мне не комментировать такого рода инициативы, – заявил в минувший вторник журналистам временно замещающий должность министра экономического развития, науки, труда и высшей школы Дмитрий Ялов. – Никаких официальных установок и документов на эту тему сейчас нет. Сформулирую лишь свою точку зрения. Вопрос не в изменении такой-то формы на такую-то. Принципиально мы должны понять – на той или на другой территории, – какие у нас способы поддержки проектов и инновационной активности. Этим надо заниматься прежде всего». 

«Пока не будут озвучены основные принципы создания агломераций, судить крайне трудно, – считает директор Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН Виктор Плюснин. – Скажу только одно: аккумуляция населения в крупные центры создаст такое мощное давление на природу, что мы будем иметь тяжёлые последствия. В этом смысле сеть моногородов предпочтительнее. Да, я согласен, в плане управляемости из Москвы крупные агломерации, может быть, оправданны. Но подумайте о расстояниях. В европейской части России то же транспортное сообщение организовать намного легче, там компактное расселение. А теперь представьте, как соединить в единую сеть шесть городов в Иркутской области». 

«Я не думаю, что эти предложения, озвученные, подчёркиваю, пока неизвестно кем, начнут прямо сейчас реализовываться, – сказал «Конкуренту» глава Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константин Шаврин. – У нас ещё не закончена реформа местного самоуправления, она просто брошена на половине пути. Надо в стране закончить что-то одно, а уже потом браться за другое». Напомним, что ещё год назад правительством России активно продвигалась программа развития моногородов. В марте были утверждены программы развития трёх первых моногородов – Тольятти, Нижнего Тагила и Сокола. Нынешняя инициатива с её «бесперспективностью» малых городов – диаметрально противоположна. 

«Следует учитывать, что никто не собирается ужимать страну до 20 городов, а на всём остальном пространстве оставлять безжизненную пустыню, – заметил один из идейных авторов проекта иркутской агломерации, бывший президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. – Это будут опорные точки на карте, именно эту идею мы в своё время продвигали в проекте иркутской агломерации. И сейчас Иркутск появился в списке агломераций только благодаря тому, что программа наша была разработана до конца и сдана в федеральные органы власти. Хабаровск, как вы заметили, с карты исчез, потому что местная власть не стала защищать собственный проект». 

«Я считаю, что на тот момент наша идея, сформулированная как «иркутская агломерация», была хороша, своевременна и подхвачена, как это ни печально, многими территориями и регионами, – заявила вчера на заседании ВООПИК начальник департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии» Екатерина Протасова. – И если она у нас успешно затухла (не знаю, возродится она или нет), то другие регионы активно её развивают. Это наши соседи – Красноярск, Новосибирск, Томск. В Интернете я нашла информацию, что порядка 148 территорий реально развивают эту тему не на уровне деклараций, а на уровне проектного мышления». 

«Объявленная инициатива – это серьёзный шанс для нас. Агломерации станут каркасом первого уровня, на них будут завязаны все федеральные инвестиции, – сказал Алексей Козьмин. – Местной и региональной власти я бы посоветовал перестать бояться  слова «агломерация» и начать действовать, раз оно звучит уже на самом высшем уровне». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры