«Не согласимся на профиль английской королевы»
Чиновники отвергли вариант юбилейной монеты
Заседание штаба по подготовке к празднованию 350-летия Иркутска обернулось для многих его участников неожиданными решениями. Так, проектировщикам 130-го квартала запретили использовать в оформлении исключительно «светло-розовую гамму», а подрядчика по берегоукреплению Ангары обязали самостоятельно найти деньги на благоустройство набережной. Не повезло и разработчикам юбилейных серебряных монет: члены штаба забраковали предложенные экскизы. Причина – изображение английской королевы на аверсе монет, которое неизбежно, если чеканить их за границей. «[Яков] Похабов покрыл бы нас таким отборным матом, если бы узнал, что через 350 лет после него на аверсе иркутской монеты будет английская королева», – аргументировал решение губернатор Дмитрий Мезенцев.
Светло-розовые планы
Дизайн общественных мест в 130-м квартале был первым на обсуждении штаба. «Местоположение «Иркутской слободы» располагает к качественному благоустройству квартала. Его общественное пространство предназначено для прогулочного транзита. А цепочки площадей – для развёртывания разного масштаба локальных действий по всей территории квартала», – неопределённо докладывал генеральный директор ОАО «Иркутскгражданпроект» Андрей Макаров, показывая присутствующим ровно половину схемы дорожек и площадей – вся она не входила в экран проектора. «Это мемориальный сквер, расширение пешеходной дорожки в круглую площадь, центральная площадь, небольшие площадки внутри подворья кузнецов и гончаров», – перечислил общественные пространства 130-го квартала Макаров.
Благоустройство территории проектировщики разбили на четыре лота. Каждый из них – от двух до пяти тысяч квадратов. Общая стоимость работ оценивается в 87 млн. рублей. «На схемах мы с трудом, но всё-таки видим, насколько разнообразно благо-
устройство за счёт рельефа, – продолжил Макаров. – Это требует разных технических решений». Но самое сложное, по его словам, – многоуровневое пространство в центре Иркутской слободы. «Я имею в виду, в частности, проблему плоской кровли, которая у нас всегда протекает, хотя не протекает в других регионах. Поэтому высокое качество работ на этом участке просто необходимо, в связи с чем мы привлекли фирму «Возрождение», – рассказал докладчик. По его словам, эта же организация может обеспечить квартал гранитной плиткой «светло-розовых тонов». Вообще-то у проектировщиков есть ещё один вариант – более тёмная плитка на основе сырья, добытого на местных месторождениях. «Но мы решили остановиться на светлой гамме, которую предлагает «Возрождение», – заключил Макаров.
– Так с какими поставщиками будете работать? – уточнил губернатор.
– Материалы подберутся исходя из того, какую цветовую гамму утвердим. Если тёмные тона, то производители Иркутской области, светлые – из-за Урала, – ответил Макаров.
– А сколько стоит квадратный метр?
– У «Возрождения» – 1,5–4 тысячи рублей. А камнеобрабатывающий завод в Слюдянке предлагает за 2–2,3 тысячи рублей.
– Давайте сочетать цвета. Потому что если сделаем всё в светло-розовых тонах, то поставим себя в неудобное положение и потеряем солидарность, – решил Мезенцев.
Не меньше штаб заинтересовали скамейки в историческом квартале. Губернатор попросил Макарова показать фонари и скамейки, отметив, что, делая упор на простоту, «мы можем потерять элементы обаяния».
– Это я неправильно донёс. Мы за сочетание сложных и простых решений в едином стиле. А скамейка, которую мы показали… Великолепная питерская скамейка! Я на ней сидел, и она мне очень нравится. Она напоминает 19 век. Но это не исключает более сложных ажурных скамеек и светильников в квартале, – пояснил Макаров.
– Вера Ивановна Кутищева (министр культуры и архивов Иркутской области. – «Конкурент») автор концепции кузнечного дела. Может, посоветоваться с кузнецами, чтобы они исполнили эти скамейки и урны? – спросил Мезенцев, на что Кутищева согласилась. Но фантазию присутствующих на тему лавочек уже было не остановить.
– На этой неделе у нас стартует конкурс скамеек. Мы подумали, что, может, стоит сделать их из разных материалов, – добавил мэр Виктор Кондрашов.
– А давайте сделаем несколько лавочек именными. Мы готовы как-то помочь в этом деле, поучаствовать. Несколько лавочек могла бы сделать «Комсомольская правда». Чтобы говорили: «Встреча у Загурского или Муравьёва-Амурского», – предложил генеральный директор «КП-Байкал» Станислав Гольдфарб.
– Участвуйте в конкурсе! – призвал мэр.
– Так они за свои деньги предлагают! – напомнил губернатор и обратился к другим редакторам – участникам заседания. – Ну, неужели все лавочки будут от «Комсомольской правды»? «Байкальские вести», на ваших лавочках будем обсуждать бюджет!
Желания «Золотой рыбки»
Тему 130-го квартала продолжил директор фонда «Иркутская слобода» Юрий Перелыгин. Он сообщил, что график работ «Иркутскграждан-проекта» отстаёт от плана уже на полтора месяца. «Но если проект будет всё-таки сдан в декабре, то мы нагоним ещё хотя бы две недели. Так что нам остаётся нагонять проектную базу», – отметил Перелыгин. Он добавил, что работы сейчас задерживает уже известное заведение «Золотая рыбка», которое построено на территории квартала и не собирается менять прописку. По словам Перелыгина, хозяин «Золотой рыбки» опять отказался от предложений фонда предоставить ему земельный участок и потребовал наличные. «Это тормозит проектирование и строительство, потому что неясно, будем ли мы «Золотую рыбку» в таком случае обходить стороной или предлагать другие варианты решения конфликта», – сказал Перелыгин.
– Хотелось спросить заместителя прокурора Иркутской области Андрея Некрасова. Мы ведь знаем, что возведение объекта было абсолютно немыслимо? – вмешался губернатор.
– Те проверки, которые мы провели на объекте, показали, что здание не соответствует строительным стандартам. Но выделение участка сейчас в судах оспаривает город. Это его право и обязанность. Мэрия ждёт завершения процедур о признании незаконности выделения земли, – ответил Некрасов.
– Судебный процесс довольно длительный, и если мы только через полгода получим решение суда, то затормозим строительство. Это самая главная проблема. Тем более что владелец здания пользуется ситуацией. Ему предложили земельные участки – сначала один, потом два. Почувствовав нашу заинтересованность, владелец запросил столько, сколько объект не стоит. Некрасиво получается, – рассказал мэр. – Может, стоит вообще построить эту «Рыбку» за свой счёт в другом месте? Такое решение обойдётся всего миллионов в 20. А участки, которые ему предлагали, уже стоят около 30 миллионов рублей.
Благоустройство по требованию
Как только штаб закончил со 130-м кварталом, зашла речь о берегоукреплении Ангары (от старого Ангарского моста до Ушаковки). Депутат Думы Иркутска и директор ООО «СПМК-7» Алексей Красноштанов сообщил, что компания приступила к работам в конце октября. «Идём впереди графика на несколько дней. Имеем полное взаимопонимание с городскими властями», – с гордостью заявил депутат.
– Мы сознательно передали федеральные деньги для розыгрыша на городской площадке. Скажите, разговоры о том, что проект не предусматривает благоустройства, позади?
– Если вопрос в том, кто будет благоустройство финансировать, то, конечно, не наша компания. На это потребуется определённая сумма, какая – пока никто не знает, потому что я не совсем понимаю, что конкретно имеется в виду под благоустройством. Возможно ли увеличение сметной стоимости? – смутился Красноштанов.
– Вопрос к городу. Потому что объект социальный и не может быть построен на частные пожертвования. Хотя получение любого госзаказа требует от исполнителя понимания социальной ответственности бизнеса. Мы уговаривать вас не хотим, вы вместе с городом вопрос проработайте, – резюмировал Мезенцев.
Однако Красноштанов сообщил ещё об одной проблеме берегоукрепления. По словам депутата, под Вечным огнём на Нижней набережной вымывается грунт: разница между грунтом и фундаментом уже около 14 метров.
– Если мы снимем верхние блоки, то боюсь, можем снести областную администрацию, – предупредил Красноштанов и вызвал в зале дружный смех.
– Так вот откуда взаимопонимание с городскими властями! – воскликнул кто-то в зале, напомнив о недавнем предложении мэра восстановить Казанский собор на месте «Серого дома».
– УКС пообещал вопрос решить, – не обращая внимания на присутствующих, продолжил Красноштанов и снова рассмешил зал.
– Ну, пока ещё «Серый дом» на месте. Ваше взаимопонимание с мэром по сносу здания не все разделяют, – заулыбался Мезенцев. – А если всерьёз, то людям не нужно берегоукрепление без благоустройства. Иначе все в очередной раз скажут: освоили деньги, ничего не сделали.
Обратная сторона медали
Основная интрига заседания сохранялась почти до его завершения – Сбербанк приготовил презентацию эскизов серебряных юбилейных монет с изображением Иркутска. «Мы уже согласовали два эскиза со своим центральным аппаратом. Первый – классический, по желанию администрации города и области. Второй разработала победительница конкурса, 14-летняяя ученица художественной школы», – рассказал заместитель руководителя Байкальского банка СБ РФ Максим Бароменский. Он добавил, что монеты, скорее всего, будут изготавливаться на одном из монетных дворов Австралии.
«Стоимость монеты для администрации мы планируем в районе 3000 рублей. Учитывая себестоимость монеты, которая равна 2800 рублям, честно скажу, что банк не зарабатывает», – отметил Бароменский. По его словам, главное – определиться с тиражом до 29 ноября, чтобы к середине июня 2011 года монеты уже пришли в Иркутск. Минимальная партия по обоим эскизам– 1500 штук. «Но хватит ли трёх тысяч для подарков и коллекционеров? Тем более что повторить тираж в короткие сроки мы не сможем», – предупредил Бароменский.
Между тем губернатор передал Бароменскому маленькую медаль – ещё один проект юбилейной монеты.
– Мы бы хотели сделать такую же монету, но килограммовую, – пояснил Мезенцев.
– Стоимость изготовления будет очень высокой. Тем более что минимальная партия – 200 штук. Тем более что такие вещи делают не в России, а в Польше и Великобритании. А если делать одну уникальную, то это будет стоить вообще принципиально других денег. В общем, мы готовы изготовить, но эти монеты надо будет выкупить, – огорошил Бароменский Мезенцева. Но главное огорчение было впереди.
– А обратная сторона монеты какая? – вмешалась Вера Кутищева.
– На ней будет, скорее всего, английская королева.
– Не-не-не, – стал отмахиваться Мезенцев.
– Просто в России изготовить монету высокого качества, тем более эмалевую, принципиально невозможно. А за границей чеканят собственные монеты обычно номиналом один-два доллара. Можем изготовить в России, но они не будут иметь ценность для коллекционеров, – пытался объяснить представитель Сбербанка.
– Мы принципиально не согласимся никогда, что на аверсе монеты будет очень симпатичный профиль английской королевы. Используем возможности административного ресурса, поддержку столицы и продумаем вопрос набора монет, чтобы принципиально исключить Австралию. Похабов (Яков Похабов – основатель Иркутска. – «Конкурент») покрыл бы нас таким отборным матом, если бы узнал, что через 350 лет после него на аверсе иркутской монеты будет английская королева! – заключил губернатор в завершение заседания штаба и предложил рассмотреть другие варианты.