Бездомные выйдут на улицу
В середине декабря две тысячи обманутых дольщиков обещают выйти протестовать на улицы Иркутска. Организаторами этой акции станут покупатели квартир, официально не признанные обманутыми. 324 человека, приобретшие жильё в комплексе «Фрегат», начали бить тревогу до того, как официально им отказали в правах на купленные квадратные метры. В Иркутске они легко нашли себе союзников. Число пострадавших в результате махинаций с новостройками людей в городе приближается к четырём тысячам человек.
– 15 декабря в Иркутске пройдёт акция, какой город ещё не видел, – пообещала активистка движения «Фрегат» Ирина Рачински. – На пикет обманутых дольщиков придут две тысячи человек. Пока, правда, мероприятие не согласовано с властями, да и вообще я сомневаюсь, что разрешение на него выдадут, но мы в любом случае будем проводить пикет, хоть в уведомительном порядке.
По словам Рачински, чтобы привлечь внимание федеральных СМИ, дольщики намерены устроить «что-то очень яркое и необычное». Однако детали акции Ирина раскрывать опасается. «Иначе милиция нам просто не даст выйти», – пояснила она.
Активистка уверена, что две тысячи людей действительно выйдут на улицы: по её информации, сейчас в Иркутске не соблюдены сроки окончания строительства 31 дома, а ещё восемь квартирных домов возведены без разрешения, поэтому 3348 дольщиков не могут въехать в купленные квартиры.
Рачински сообщила, что число обманутых дольщиков назвали ей в службе жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. В самом Стройнадзоре, однако, затруднились подтвердить правильность данных. Людей, пострадавших в результате махинаций с возводящимся на их деньги жильём, оказалось гораздо больше тех, кого можно назвать «обманутыми дольщиками» официально.
– Чтобы считаться дольщиками, нужно зарегистрировать договоры долевого участия в Федеральной регистрационной службе, но если у застройщика нет разрешения на строительство, сделать это невозможно, – подчеркнул начальник отдела контроля и надзора в области долевого строительства службы Владислав Зенкевич. – Поэтому огромное количество людей, вложивших деньги в строящиеся квартиры, не числятся в базе дольщиков, так как официально к ним отношения не имеют.
Недодольщики
Из списка дольщиков, оставив определение «обманутые», Владислав Зенкевич предложил вычеркнуть покупателей жилья в скандальных многоэтажках по улицам Бородина, Румянцева, Багратиона, Пискунова, Дыбовского, Цимлянской и Сибирской. «Конкурент» и другие СМИ области уже не раз писали об этих новостройках.
Дом по улице Пискунова, 40, судебные приставы опечатали в марте этого года, тогда у новостройки уже насчитывалось 10 этажей. К тому времени скандалу вокруг строительства этого здания пошёл третий год. Ещё осенью 2008-го, когда возведение дома только началась, оказалось, что застройщик – ООО «МетРоссо» – не получил разрешения на строительство, и суд вынес решение о запрете работ на объекте. «МетРоссо», однако, собиралось «строить, пока строится», а потом сносить, если обяжут. Дом и правда грозились снести, администрацией города был подан иск в суд.
Через неделю после скандала с новостройкой на Пискунова прокуратура Иркутска подала исковое заявление в суд о сносе самовольно построенной семиэтажки по улице Бородина, 45. У застройщика – «СибРоссо» также не оказалось необходимых документов на строительство. К тому же в процессе стройки надзорные органы зафиксировали нарушения, несовместимые с жизнью в доме. Здание, впрочем, пока не снесено, а въехавшие туда жильцы вовсю скандалят с администрацией города, прокуратурой и Стройнадзором, потому что не введённый в эксплуатацию дом отключён от электричества и водоснабжения.
Дом по улице Румянцева, 54, директор компании-застройщика «РоссДСМ» называл «индивидуальной постройкой» и заявлял, что собирается «жить там со своей семьёй». В итоге «семейный домик» превратился в многоэтажку, которую комитет по управлению муниципальным имуществом тоже собирался сносить через суд.
Рядом с двумя незаконными шестиэтажками по адресу: Багратиона, 42 и 44-2, сейчас возводится очередная пятиэтажка, разрешение на строительство которой компанией «РоссДСМ» опять же не получено. КУМИ были поданы исковые заявления на снос и этих зданий, в которых уже живут люди.
В конце октября прошёл пикет покупателей квартир в домах на улицах Дыбовского, Цимлянской и Сибирской. Работы там из-за отсутствия средств у компании-застройщика «МолдРосс» прекратились ещё два года назад. Сейчас фирма объявлена банкротом. После на эти объекты вышла «СибРоссо», обещавшая заниматься достройкой объектов. Однако пока бездействует.
Стройки имени Кузнецова
Все эти объекты, кроме проблем с достройкой или введением в эксплуатацию, объединяет имя скандально известного в Иркутске предпринимателя Евгения Кузнецова. В разных случаях он является либо учредителем, либо директором компаний, осуществлявших строительство незаконных зданий: ООО «СибРоссо», ООО «РоссДСМ», ООО «МетРоссо», ООО ФПП «РоссДСМ», ООО «МолдРосс». По подсчётам движения «Фрегат», на сегодня этими компаниями не достроено или не введено в эксплуатацию порядка 20 многоквартирных домов в Иркутске.
Кузнецова можно назвать легендой строительной сферы города, его именем даже назван список домов, покупка помещений в которых не рекомендуется Стройнадзором: «Перечень объектов, строительство которых осуществляется с участием Кузнецова Е.Н».
До недавнего времени господин Кузнецов пользовался простой и действенной схемой: приобретал земельный участок, начинал на нём якобы индивидуальное строительство, а потом «вдруг» возводил многоэтажку, на квартиры в которой быстро находил покупателей. Далее, воюя с контролирующими службами, которые из-за бюрократических препон не имели возможности ему реально помешать, достраивал дом. Ну а когда в незаконно возведённой многоэтажке власти принимались отключать свет и воду, разводил руками.
Максимум, что мог сделать Стройнадзор, – наложить штраф, составлявший для физического лица Кузнецова не более 2 тысяч рублей. Решение суда о прекращении застройки принималось постфактум, когда дом уже было достроен. А на прецедентное решение о сносе уже возведённой и заселённой многоэтажки иркутские суды пока не могут решиться.
– В исках по поводу сноса домов на улицах Багратиона и Румянцева администрации города судом было отказано, – сообщила старший помощник прокурора Иркутска Юлия Климова. – Сейчас в домах живут люди, которые настаивают на том, чтобы их оставили в покое, и, видимо, готовы жить в неузаконенных объектах. Не думаю, что кто-то решится рушить заселённые дома. КУМИ, однако, продолжает судиться по поводу дома на Пискунова, 40. А прокуратура настаивает на сносе здания на Бородина, 45, – даже не потому, что оно незаконное, а из-за того, что слишком ненадёжно построено. Но пока процесс застыл. На объекте назначена экспертиза, вероятно, она продлится до конца года.
«Люди сами виноваты»
Пока власти бессильны наказать господина Кузнецова, он решил не останавливаться на достигнутом. В марте прошлого года застройщик ООО «ИркутскБайкалстрой» заключил с подрядчиком ООО «СибРоссо» договор о строительстве жилого комплекса «Фрегат» на улице Байкальской, 236б. В здании должно было быть шесть блок-секций на 328 квартир, а управиться «СибРоссо» намеревался к концу текущего года.
К ноябрю подрядчик привлёк к строительству ЖК «Фрегат» 324 дольщика, у которых на этот раз проблем с регистрацией договора долевого участия не возникло, потому как разрешение на строительство «ИркутскБайкалстрой» имел.
Однако в марте этого года Стройнадзор обнаружил, что подрядчик допустил грубые нарушения регламентов строительства. Как оказалось, бетонирование несущих стен верхних этажей велось при отрицательных температурах, вместо блоков из бетона перегородки сделали из пескоблоков, кладка под окнами не была закреплена, а мансардный этаж, возводившийся на здании, вообще отсутствовал в проектной документации. Замечания эти устранены не были. Вместо этого «СибРоссо» занялось реализацией надстроенных объектов. Количество квартир в доме повысилось с планируемых 328 до 476.
К сентябрю строительство дома прекратилось вовсе. Генеральный директор «ИркутскБайкалстроя» Анатолий Шемякин посылал возмущённых дольщиков в «СибРоссо», а Кузнецов объяснял ситуацию отсутствием денег. В это же время господин Шемякин вдруг заявил некоторым дольщикам, что часть договоров долевого участия, заключённых между его компанией и подрядчиком, «подписана не им».
Волнение хозяев недостроенного жилья во «Фрегате» начало расти, однако на улицы пока не выплёскивалось. В октябре на пикете жителей дома 45 по улице Бородина корреспондент «Конкурента» обнаружила нескольких человек, стоящих тихо и обособленно от толпы, которые оказались дольщиками «Фрегата», «разведующими ситуацию». «Мы познакомиться пришли, потому что волнуемся о квартирах», – поясняли они.
Беспокоились они не зря. Оказалось, что «СибРоссо» подписывало с людьми цессии – договоры о переуступке права собственности к «ИркутскБайкалстрою», не уплачивая застройщику стоимость договоров долевого участия в строительстве. Естественно, для людей, не разбирающихся в юридических тонкостях, этот факт не говорил ни о чём. А между тем такая ситуация дала застройщику право требовать с дольщиков возмещения долгов, которые наделал перед ним подрядчик.
Активисты из «Фрегата» опасаются, что этим «ИркутскБайкалстрой» и собирается заняться. Потому что 15 октября Анатолий Шемякин сообщил дольщикам, что договоры, заключённые его фирмой с «СибРоссо», расторгаются.
– При этом Шемякин заявил дольщикам, что цессии «будут признаваться ничтожными», если застройщику не была возмещена стоимость договоров долевого участия, – пожаловалась Ирина Рачински. – Он сказал: люди «сами виноваты, что не требовали документов с подрядчика».
В ситуации, когда непонятно, кто и на какие средства будет продолжать строительство ЖК «Фрегат» и кому квартиры в доме потом достанутся, трое дольщиков уже подали заявления в прокуратуру.
– Пока что деятельность строительных компаний проверяется, однако, думаю, основания для разбирательства найдутся, – сообщила Юлия Климова.
Если дольщики «Фрегата» действительно не смогут въехать в купленные квартиры, то количество людей, обманутых строительными компаниями, приблизится в Иркутске к четырём тысячам.