издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Кусочек» настоящего Байкала

Движение автомобилей по Прибайкальскому национальному парку предлагается ограничить

  • Авторы: Виталий РЯБЦЕВ, Майя ТРОПИНА, Мария МАЗАЙКИНА, сотрудники Прибайкальского национального парка, для «Восточно-Сибирской правды»

В последние годы берега байкальского пролива Малое море подвергаются настоящему нашествию автотуристов. Особенно страдают от них прибрежные степи, галечниковые косы и мысы. Колёсами автомобилей уничтожаются места обитания редких растений. Распугиваются, а порой и сознательно истребляются птицы и другие животные.

Прибайкальский национальный парк (ПНП), как и само озеро, имеет в своих характеристиках множество определений «самый». Его территория, в частности, самая протяжённая среди всех российских национальных парков и включает в свои границы почти четверть (470 км) всего байкальского побережья. Наш парк по богатству растительного и животного мира заметно превосходит своих «соседей» — другие национальные парки и заповедники, расположенные на Байкале. Именно Прибайкальскому национальному парку выпала ответственная миссия сохранить крупнейшую в Иркутской области коллекцию редких и исчезающих видов флоры и фауны, многие из которых занесены в Красные книги разного уровня. В числе особо охраняемых видов есть немало эндемиков, не встречающихся больше нигде в мире. 

Среди природных ценностей парка – целый ряд реликтовых  растений и животных. Когда-то, в далёком геологическом прошлом, они были распространены широко, но до настоящего времени сохранились в очень ограниченном количестве на локальных, небольших по площади участках побережья, в том числе и на территории ПНП. 

Побережье Малого моря, в заливах которого вода летом хорошо прогревается, является районом наиболее доступного и любимого, а потому и самого массового отдыха туристов на западном берегу Байкала. Тонкий слой почвы на песке и каменистых подстилающих породах не способен противостоять натиску автомобильных шин. В итоге некоторые площади здесь уже можно считать потерянными для самобытной, естественной природы. На дорогах и  тропах, в популярных местах туристических стоянок почва сильно уплотнена или разбита в пыль. Местами полностью уничтожена растительность, оголены корни деревьев. Вместо степных редкостей, ради которых учёные Западной Европы, США, Японии тратили огромные деньги, чтобы добраться сюда и увидеть их не в гербариях, а живыми, теперь растут сорные травы: крапива, подорожник и лебеда.  Для восстановления коренной растительности необходимы  многие десятки лет, да и то лишь при условии полной изоляции таких участков от антропогенного воздействия.

Особенно страдает от человеческого влияния южная часть Малого моря в районе заливов Куркут и Мухор. Значительная часть береговых склонов здесь застроена примитивными туристическими базами, изуродована дорогами, вышками сотовой связи. Вслед за проводами ЛЭП зона почти  сплошной застройки мало-мальски удобных мест протянулась до Курмин-ского мыса. 

Многим автотуристам обжитые (а потому утратившие природную естественность) места не нравятся. В поисках «кусочка» настоящего Байкала они разъезжают на автомашинах прямо по степи, прокладывая всё новые и новые дороги. Вплоть до выстилающих горных пород разрушается под колёсами почвенный слой, который естественным образом восстанавливается в степи очень медленно, примерно 1–3 см за 100 лет. Нам доводилось видеть, как очередной джип форсирует какую-нибудь сопку, норовя забраться на самую вершину. И плевать его владельцу, что губит он под своими колёсами массу интересных, а порой и редких растений, пугает птиц, давит  сусликов, лягушек, змей, птичьи гнёзда.

Палаточные стоянки туристов, особенно если палаток много, тоже наносят чувствительный ущерб дикой природе. К разрушению травяного и почвенного покровов здесь добавляется ещё и замусоривание территорий и продолжительный во времени фактор беспокойства. Потревоженные птицы бросают гнёзда, улетают  от людской суеты и шума. 

Но не зря наш национальный парк часто характеризуется как «самый». Он жив и, слава Богу, несмотря грубое вторжение людей в дикую природу, пока не утратил своего высокого природоохранного предназначения. На Байкале есть что сохранять. 

Ещё десять лет назад сотрудниками ПНП был составлен перечень участков Приольхонья и острова Ольхон, играющих особо важную роль в сохранении  флоры и фауны реликтовых байкальских степей, а потому заслуживающих особой охраны. А в 2001 году в окрестностях мыса Зундук и в дельте реки Голоустной при участии местного населения были созданы и обустроены первые микрорезерваты – небольшие по площади огороженные участки. Но, увы, деревянные ограды, мешающие автотуристам ездить там, где хочется, скоро были разрушены и сожжены в кострах. 

Необходимость создания микрорезерватов для сохранения самобытной прибайкальской флоры и фауны, защищённых от автомобильного вторжения, с каждым годом становится  всё очевиднее. Но у скудно финансируемого государством национального парка не хватает ни сил, ни денег на восстановление существующих и строительство новых заграждений. 

Большинство территорий, запланированных 10 лет назад под микрорезерваты, пока не потеряны  для природы. Для их сохранения необходимо строительство прочных  заграждений, исключающих возможность проезда автотранспорта, и, конечно же, установка информационных щитов, рассказывающих, кто или что именно сохраняется на этой локальной территории. При этом парк не намерен ни затруднять, ни запрещать доступ пешим туристам на территорию микрорезерватов. По нашему убеждению, ограждения, пресекающие только проезд автомобилей, должны быть малозаметными, чтобы не нарушать естественных ландшафтов, и не должны ограничивать свободу пешеходов. Чтобы отдыхающие беспрепятственно могли любоваться  байкальскими пейзажами, загорать, купаться и рыбачить. 

Минувшим летом у нас появились союзники, уже оказавшие практическую помощь и поддержку в сохранении редких байкальских видов флоры и фауны. Теперь можно сказать, что у редких растений и животных маломорского побережья появился реальный шанс на спасение. Некоммерческое партнёрство «Защитим Байкал вместе», к примеру, организовало волонтёрский десант,  построивший первое бетонно-каменное  заграждение въезда на галечную косу мыса Уюга. Бетонные «кочки»,  непреодолимые для легковых автомобилей, волонтёры замаскировали местной байкальской галькой, чтобы они визуально «сливались» с ландшафтом. А филиал общества с ограниченной ответственностью  «Объединённые пивоварни Хейнекен» – «Пивоварня Хейнекен Байкал»  изготовил десяток недешёвых щитов с экологической информацией, объясняющей в каждом конкретном месте, почему здесь нельзя пользоваться автомобилями.  

В сентябре, кроме обустроенного микрорезервата на мысе Уюга, информационные щиты были установлены в местах, где планируется создание ещё восьми микрорезерватов. Речь идёт о дельте Сармы, мысах Арал, Зундук, Курминский, Ядыртуй, Улан-Ханский, Ото-Хушун и других территориях. Они крайне важны для сохранения  биологического разнообразия байкальской экосистемы. Большая часть этих участков – ценные водно-болотные угодья, где гнездятся или останавливаются  на отдых в период весенне-осенних миграций множество видов птиц. А на Сарминской косе пока ещё встречается эндемичное  растение – черепоплодник щетинистоватый. На галечниках очень красивы полосы цветущих жёлтых, оранжевых и белых маков, среди которых встречается даже очень редкий мак Попова. Степи от мыса Ото-Хушун до мыса Зундук – главное «убежище» редчайших растений. Среди них копеечник зундукский, остролодочник трёхлисточковый и другие. Эти виды являются эндемиками берегов Байкала, больше они нигде не встречаются. Увидеть эти жемчужины живой природы мечтают многие учёные планеты.

Официальный охранный статус микрорезерватам, занимающим ничтожно малый процент общей территории Прибайкальского национального парка, придаёт согласование их организации с ПНП и администрацией Ольхонского района. А благодаря теперь уже установленным информационным щитам отдыхающие могут узнать, почему микрорезерват создан именно в этом месте.

Нынешняя бескорыстная помощь частного бизнеса в реальной охране байкальской экосистемы нас приятно удивила и придала сил. Прибайкальский национальный парк открыт для сотрудничества со всеми. Надеемся, что в будущем году нам удастся продолжить, а может быть, и завершить работы по обустройству микрорезерватов. Это  позволит сохранить на Байкале уникальные местообитания  редких растений и животных, существенно сократить браконьерскую охоту на водоплавающих птиц,  снизить фактор беспокойства хотя бы на отдельных участках побережья. Благодаря нашим совместным усилиям цветущие растения  смогут вновь заселить участки, где они были бессмысленно уничтожены колёсами. Всё-таки автомобиль – не лучшее средство для знакомства с уникальной байкальской природой. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры