Если вас обидел банк
Банки щедро предлагают нам «осуществить свою мечту до вечера», оформив кредит «на самых выгодных условиях». Многие из нас с удовольствием принимают заманчивые предложения, а потом выясняется, что «выгодные условия» если кому и выгодны, так разве что самому кредитному учреждению. Куда обращаться за защитой своих прав в финансовой сфере? Об этом интервью с Ниной Астраханцевой, начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.
– Как часто в адрес Управления Роспотребнадзора приходят жалобы на кредитные учреждения?
– За 9 месяцев к нам поступило 67 писем с жалобами на действия банков. Заявители, как правило, недовольны условиями уже заключённых кредитных договоров. Часто клиенты банка считают необоснованной образовавшуюся задолженность перед кредитным учреждением и жалуются, что им не была вовремя доведена информация о предоставляемых услугах. В соответствии со статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено доведение до потребителя полной информации о стоимости кредита: банк обязан указать все выплаты, которые предстоит выполнить заёмщику. Идут также жалобы на якобы незаконное взимание денежных средств за открытие и ведение ссудного счёта, тогда как это является обязанностью банка. Некоторые возмущаются продажей своих долгов коллекторам без правового, на их взгляд, основания и так далее.
– Может ли Роспотребнадзор помочь потребителю?
– В большинстве обращений граждане-заёмщики просят признать условия кредитных договоров, ущемляющие их права, недействительными и обязать банк зачислить уплаченные комиссионные вознаграждения в счёт погашения основного долга. Но в силу закона такими полномочиями наделены исключительно судебные органы.
Специалисты нашего Управления не возвращают деньги. Они консультируют, как это лучше сделать, помогают в составлении исков. Роспотребнадзор является надзорным органом, который осуществляет контроль за исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. Если банк нарушает права заёмщиков, то в определённых законом случаях Управление может выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства и наложить штраф. Но это возможно только в течение одного года после заключения кредитного договора. После этого срока наше участие в судебном процессе выражается в том, что мы даём заключение по делу в защиту прав потребителей по ходатайству заинтересованных лиц.
– Каковы результаты обращений граждан в ваше ведомство?
– В этом году специалистами отдела дано пять заключений по гражданским делам по искам заёмщиков к банкам. По трём искам судами приняты решения в пользу потребителей.
– Что вы советуете тем, у кого возникли проблемы с банками?
– Прежде всего необходимо внимательно ознакомиться с условиями кредитного договора и, если возникли вопросы, разобраться в них с сотрудниками банка. Если что-то всё-таки осталось непонятным, можно обратиться за консультацией к нам в Управление Роспотребнадзора (улица Карла Маркса, 8) в рабочие дни с 9 до 17 часов.
На сегодняшний день сложилась положительная судебная практика по делам о защите прав потребителей. Хотелось бы надеяться, что она создаст благоприятные условия для отстаивания нарушенных прав заёмщиков. Мы будем всячески этому способствовать.