издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Состоялись публичные слушания по проекту бюджета Иркутской области на 2011 год

В Законодательном Собрании Иркутской области 15 ноября прошли публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете на 2011 год». В них приняли участие представители муниципальных образований Приангарья, областного объединения профсоюзов, главы министерств регионального правительства, представители общественных организаций. Как отметил председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Сергей Курилов, что многие предложения депутатов ЗС уже включены в проект бюджета, такая работа была проведена рабочей группой в рамках нулевого чтения документа. 

Перед ознакомлением общественности с параметрами бюджета-2011 чиновники регионального правительства изложили стратегию социально-экономического развития Приангарья, исходя из которой формировался главный финансовый документ области. Временно замещающий должность министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Дмитрий Ялов перечислил приоритеты, которые стоят перед регионом: во-первых, обеспечение рационального использования природных ресурсов, в том числе повышение энергоэффективности, во-вторых – модернизация существующей и развитие новой промышленности (при этом новые предприятия должны использовать кадры, высвобождающиеся при модернизации существующих производств), в-третьих – повышение эффективности использования лесных ресурсов. Ставятся также задачи повышения продовольственной безопасности области, развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале, инновационного развития региональной экономики, инфраструктурного развития территорий области, внедрения новых информационных технологий во все сферы жизни общества, модернизации жилищно-коммунального хозяйства. По словам Дмитрия Ялова, в 2011 году ожидается рост валового регионального продукта (ВРП) в пределах 3,6%.

Исходя из прогнозов социально-экономического развития и собираемости отдельных видов налогов, региональное правительство подготовило проект бюджета на 2011 год, в котором доходная часть определена в размере 60 млрд. 61 млн. рублей, расходная – 60 млрд. 313 млн. рублей, дефицит – 252 млн. рублей (0,5% от собственных доходов областного бюджета). Величину предельно допустимого государственного долга предлагается утвердить в размере 8,6 млрд. рублей – практически на уровне 2010 года (это составит 18% от собственных доходов областного бюджета).

Как отметил временно замещающий должность министра финансов Иркутской области Алексей Зезуля, налоговые доходы бюджета в 2011 году вырастут на 6,5%, но снизятся суммы безвозмездных поступлений из федеральной казны (в частности, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности уменьшится на 1/3 – с нынешних 6 млрд. до 4 млрд. рублей).

Основную долю в расходной части бюджета составят межбюджетные трансферты (45% расходов). Примерно 21% средств будет направлено на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, 12% — на социальные выплаты, 3% — на целевые расходы (отраслевые программы), 17% — на иные расходы.

Алексей Зезуля особо отметил, что за счет дотации на сбалансированность бюджетной обеспеченности в 2011 году будет выделено 47 млн. рублей на Тофаларию (транспортное обеспечение, завоз топлива и другие расходы), 69 млн. рублей – на Бодайбо и Бодайбинский район (в качестве компенсации доходов, выпадающих в результате передачи налога на добычу полезных ископаемых с муниципального на региональный уровень).

Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева отметила, что в целом предложенный проект бюджета отвечает задачам обеспечения социальной и макроэкономической стабильности в Иркутской области. Однако, по ее мнению, при расчете его показателей закладывается заниженный предполагаемый уровень инфляции, который не соответствует даже среднероссийскому. Кроме того, председатель КСП обратила внимание собравшихся на то, что рост ВРП связан, в первую очередь, с прогнозом роста цен на продукцию и услуги предприятий Иркутской области, а это, в свою очередь, негативно отразится на доходах населения. Еще один показатель, который, по мнению Ирины Морохоевой, заслуживает пристального внимания власти – это сокращение уровня бедности в Иркутской области. Председатель КСП отметила, что в 2009 году этот показатель составлял 19,1%, а к 2013 году планируется его сократить до 17,6%. При этом общероссийские показатели составляют 12,5 и 11,3% соответственно. Требуется также проработать вопрос об увеличении прожиточного минимума в регионе: на 2011 год он прогнозируется на уровне 6 тыс. 32 рублей, тогда как в целом по России – 6 тыс. 207 рублей.

Согласно заключению КСП, в Иркутской области уже несколько лет прослеживается снижение процента извлечения налоговых доходов из ВРП, и в 2011 году эта тенденция сохранится. Вместе с тем Минфин России, рассчитывая суммы субсидий на сбалансированность бюджетной обеспеченности, по Иркутской области берет не реальные цифры налоговых поступлений, а налоговый потенциал, который в целом высокий и продолжает расти, но в основном им прирастают бюджеты других регионов. В 2013 году разница между доходами области и расчетами Минфина достигнет 27 млрд. рублей, вследствие чего регион недополучит существенные суммы финансовой помощи из федеральной казны.

Вопросы, на которые председатель КСП предложила обратить особое внимание – это погашение недоимок по налоговым платежам, а также объемы незавершенного строительства (сейчас в Иркутской области не достроено 100 объектов).

Заместитель председателя областного совета профсоюзов Валерий Лукин заявил о необходимости повышения фонда оплаты труда бюджетных учреждений: его размер в течение трех лет не увеличивался, в то время как цены поднялись на 1/3. Недостающие в бюджете деньги, по мнению Лукина, можно заложить в расходную часть, увеличив дефицит бюджета.

Представители муниципальных образований также высказали свои предложения. Во-первых, инициировать пересмотр зачисления земельного налога (не с 1 ноября, как определено в Налоговом кодексе, а с 1 июля). Во-вторых, пересмотр регионального законодательства и нормативов межбюджетных отчислений, поскольку эффективная работа по повышению собственного доходного потенциала оказывается муниципальным образованиям невыгодной в силу того, что резко снижаются поступления из регионального бюджета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры