Контроль в трубе
В повестку дня заседания Совета Безопасности, которое состоится в конце ноября, внесён вопрос об усилении контроля в нефтяной отрасли. РБК daily, со ссылкой на источники в правительстве, утверждает, что в России каждый год «теряется» до 10 процентов от добытой нефти, то есть около 50 миллионов тонн. По данным издания, у Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), государ-ственного предприятия, которое занимается подсчётом объёмов добычи и экспорта нефти, регулярно не сходится «дебет с кредитом». Это происходит в первую очередь из-за теневого рынка сбыта нефти.
Ранее крупнейшие российские компании уже жаловались в правительство на мини-НПЗ, которые нелегально отбирают нефть из трубопроводов, перерабатывают её и направляют на экспорт. По данным «Газпром нефти», за последние пять лет построено 196 нефтеперерабатывающих заводов, при этом только 80 из них были сданы официально.
В начале года президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать систему «Нефтеконтроль», которая должна будет бороться с теневыми нефтяниками. Сейчас рабочая группа подготовила несколько проектов и готова представить их на заседании Совбеза. Возможно, речь идёт о создании базы данных, в которую в обязательном порядке будут заноситься сведения о добыче нефти нефтяными компаниями. Сейчас нефтяники подают данные об объёмах добычи в ЦДУ ТЭК на добровольной основе.
По информации «Прайм-ТАСС», в материалах, подготовленных к заседанию Совбеза, говорится, что помимо ФСБ к проверке деятельности нефтяных компаний подключатся МВД и Минприроды. Они будут заниматься предупреждением, выявлением и пресечением преступной деятельности на предприятиях ТЭКа, обеспечением целевого использования средств, предназначенных для приобретения энергоресурсов, а также ликвидацией каналов контрабандного вывоза углеводородного сырья и продуктов его переработки за пределы России.
Напомним, что шесть лет назад эти ведомства уже проводили масштабную проверку деятельности крупных нефтяных компаний. Тогда анализировалась достоверность заявленных компаниями объёмов добычи нефти. Причина интереса ведомств к нефтяникам заключалась в стремлении определить точный объём добычи, от которого зависит объём поступлений денежных средств от налога на добычу полезных ископаемых. В основном эта проверка касалась объёмов нефти, транспортируемых внутри России. Объёмы, которые поступают на экспорт по трубопроводной системе, известны, их фиксирует «Транснефть», а вот сколько нефти транспортируется по железной дороге и водным транспортом, установить сложнее.
«Прайм-ТАСС» цитирует замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, который заявил агентству, что «у нас последнее время нефтяной бизнес активно торгуется с государством за налоговые льготы, настаивая, в частности, на том, чтобы новые месторождения осваивались при льготном режиме. Нефтяники жалуются на то, что старые месторождения истощены, растёт себестоимость добычи, отсюда невнятные данные по росту добычи». «При этом стоит отметить, что нефтяники достигли определённых успехов в лоббизме своих интересов на уровне правительства. Поэтому решение государства ужесточить контроль за деятельностью нефтяного бизнеса – это симметричный ответ на требования нефтяников о необходимости получения налоговых льгот, без чего невозможен устойчивый рост добычи топлива», – говорит Бадовский, добавляя, что «новый закон об энергобезопасности призван уравновесить позиции нефтяного бизнеса и государства».
Президент Российского газового союза Сергей Чижов заявил, что «в настоящий момент силовики имеют доступ почти ко всем операциям и деятельности нефтяных компаний». Исключение составляет, пожалуй, лишь один пункт. По действующему законодательству «дочки» крупных компаний, зарегистрированные в оффшорах, не обязаны предоставлять свою отчётность. Возможно, в новом Законе «Об энергобезопасности» этот «дефект» хотят устранить», – сообщил Сергей Чижов агентству.
Особняком стоит мнение директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, который полагает, что в России политический административный ресурс нефтяного бизнеса превышает аналогичные возможности правоохранительных органов страны. «Нефтяники склонят головы перед Медведевым чисто символически, соблюдая правила игры. Получить доступ к оффшорным счетам трейдеров крупных компаний, через которые и уводится определённая доля прибыли, силовикам не удастся», – полагает эксперт.
Представители отрасли комментируют инициативу президента не очень охотно. В частности, глава ассоциации малых нефтяных компаний «Ассонефть» Елена Корзун рассказала РБК daily, что проблема контрабандного вывоза существует, но речь идёт о совсем небольших предприятиях, где транспортом служат автомобили. Генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев сообщил, что, по его мнению, прежде, чем принять закон, нужно создать концепцию и оценить главные угрозы, а не хвататься за случайные поверхностные аспекты.
Собственно структура нового контролирующего органа уже готова: ещё в октябре 2010 года в пресс-службе Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) сообщили о том, что создаётся центр по накоплению, обработке и анализу информации о фактическом вывозе энергоносителей. Эта структура – Ситуационный центр ЦЭТ – является одним из элементов государственной системы «Нефтеконтроль».
«Масштабность и территориальная распределённость инфраструктуры нефтяной промышленности, устойчивый спрос, большое количество посредников на рынках сбыта продукции обуславливают сложность осуществления эффективного учёта и контроля за добычей, переработкой и транспортировкой нефтяного сырья, нефтепродуктов, что ведёт к росту правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса. Все эти предпосылки повлекли за собой создание межведомственной интегрированной системы учёта и контроля добычи, переработки и транспортировки нефтяного сырья и нефтепродуктов – ГС «Нефтеконтроль», – говорилось в сообщении пресс-службы ЦЭТ.
Сегодня полномочия по утверждению баланса нефти и нефтепродуктов, ведению реестра и утверждению единого графика экспорта сосредоточены у Минэнергетики, которое является оператором системы контроля за перемещением нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта. Единый экспортный график формируется в заявительном порядке с учётом объёма ресурсной базы производителей нефти и пропускных возможностей транспортной системы.
При новом порядке экспорт смогут осуществлять только организации, зарегистрированные в реестре производителей нефти, через пункты отгрузки и транспортные компании, зарегистрированные в реестре ГС «Нефтеконтроль». Транспортные организации смогут принимать нефть и нефтепродукты лишь от экспортёров, включённых в единый график экспорта нефти. При этом предусмотрено законодательное запрещение оформления экспортных поставок другими субъектами предпринимательской деятельности.
Экспортный график формируется как суперпозиция экспортных графиков по каждому виду сырья и нефтепродуктов и по каждому виду транспорта. Графики экспорта формируются на предстоящий квартал на основании соответствующих заявок от производителей нефтяного сырья и нефтепродуктов, а также сведений о пропускных возможностях перевозчиков нефтересурсов. Утверждённые экспортные графики доводятся до перевозчиков нефтересурсов и Федеральной таможенной службы (ФТС).
В работе системы задействованы различные министерства и ведомства РФ (Минэнерго, Минтранс, ЦДУ ТЭК, ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт», ОАО «РЖД», ФНС, Ростехнадзор, Роснедра, Росстат). ФТС является одним из участников ГС «Нефтеконтроль».
Одной из основных задач Ситуационного центра служит обеспечение соблюдения законодательства РФ при перемещении энергоресурсов через таможенную границу России (Таможенного союза) и оперативное реагирование в случае его нарушения. ЦЭТ, как таможня непосредственного подчинения ФТС, наделена исключительным правом таможенного администрирования энергоносителей в любой таможенной процедуре для аккредитованных производителей нефтяного сырья и нефтепродуктов в объёмах, не превышающих заявленные в экспортном графике, утверждённом Минэнергетики России, сообщила пресс-служба ЦЭТ.