Европейский опыт на иркутской почве
Одну из серьёзных проблем, связанных с воздействием энергетики на окружающую среду, обсуждали в конце октября на первом международном семинаре, посвящённом практике промышленного применения технологии использования золошлаков. Помимо стандартных докладов и презентаций, подобающих формату мероприятия, его участникам показали, как такие вопросы решают в Польше. Своими впечатлениями с корреспондентом «Сибирского энергетика» поделилась директор ЗАО «Иркутскзолопродукт» Татьяна Меркульева. Она рассказала о том, как утилизируются отходы угольной энергетики в Иркутской области и России, а также насколько интересен европейский опыт в этой отрасли.
– Семинар в Польше, в котором вы принимали участие, проводился в первый раз?
– Именно такого плана семинар прошёл впервые. На самом деле состоялось два мероприятия. Первым была международная конференция по вопросам использования золошлаковых материалов. Это уже 30-я ежегодная конференция европейского уровня, хотя там были участники и из Америки. А после неё информационно-аналитический центр «Экология энергетики» Московского энергетического института организовал семинар для российских компаний, работа которых связана с использованием золошлаковых материалов.
– Насколько проблема их утилизации актуальна в других странах, в частности европейских?
– Вопрос по использованию золошлаковых материалов в Европе более актуален, чем в России, потому что там нет мест для размещения золоотвалов, а в большинстве стран их строительство и реконструкция запрещены. Поэтому европейские государства занимаются этим вопросом на протяжении многих лет и там процент утилизации золошлаковых отходов колеблется от 50 до 80%. При этом направления крупнотоннажного использования этих материалов, которые там применяются, известны и неновы. Это строительство дорог, рекультивация либо обратная отсыпка горнорудных выработок, а также производство цемента и прочих стройматериалов. Другое дело, что в Европе золошлаковые материалы используются достаточно активно, тут можно им только позавидовать. И во время семинара нас возили на конкретные объекты дорожного строительства, где они применяются. Например, на объездную дорогу вокруг города Минск-Мазовецкий. Причём нам показали только пять технологий использования золошлаковых материалов в дорожном строительстве, я полагаю, что их там значительно больше.
– Насколько они применимы в России и, в частности, в Иркутской области? Могут ли они составить конкуренцию традиционным технологиям по цене?
– Такие технологии у нас существуют, в России есть опыт применения золошлаковых материалов при строительстве Третьего транспортного кольца в Москве, на некоторых из его участков. Они использовались в Омске, там есть проблема с нерудными материалами, поэтому были вынуждены прибегать к ним. У нас, в Иркутской области, такого опыта в дорожном строительстве пока нет, но мы сейчас плотно работаем с «Иркутск-гипродорнии» по вопросу использования как золошлаковых материалов в чистом виде, так и нашего нового продукта, который мы собираемся производить со следующего года, – безобжигового зольного гравия. Вопрос цены достаточно актуален. Стоимость золошлаковых материалов, реализуемых у нас в отвалах, не превышает рубль за тонну. Иное дело – расстояние, на которое их придётся возить, цена доставки. Если дороги строятся в радиусе 50–80 км от золоотвала, то это довольно интересная тема, но если дальше, то строителям дешевле добывать природные материалы из близлежащих карьеров. С другой стороны, золошлаковые материалы – это вторичные ресурсы, с точки зрения экологии лучше применять их, чем природное сырьё.
– Можете подробнее рассказать о новом материале, который вы будете производить со следующего года, – безобжиговом зольном гравии? Может ли он полностью заменить обычный гравий и насколько отличается от него по стоимости?
– Он образуется при гранулировании смеси золы и цемента, его фракция может быть от 5 до 20 миллиметров, в зависимости от того, где он используется в дальнейшем. По техническим характеристикам он близок к природному гравию, у нас есть заключение «Иркутскгипродорнии» о том, что он соответствует ГОСТам, и это позволяет использовать его в дорожном строительстве. По себестоимости он пока находится на том же уровне, что и традиционный гравий, но это новый проект, он только стартует, в дальнейшем будем работать над вопросом снижения цены.
– На семинаре высказывалось мнение о том, что для решения проблемы с утилизацией золошлаковых отходов нужна чёткая и эффективная государственная политика. Есть ли сейчас в законодательстве какие-то стимулы для компаний, их перерабатывающих и использующих?
– Парламентская группа под управлением Юрия Липатова (председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике. – «СЭ») подготовила поправки в законодательство, которые как раз мотивируют использовать золошлаковые материалы при строительстве дорог и производстве стройматериалов. Насколько я знаю, этот законопроект находится на стадии согласования с профильными ведомствами.
– Вернёмся к семинару: в выводах его участников содержится тезис о необходимости гармонизации российского и европейского законодательства по проблеме утилизации золошлаковых отходов. Есть ли сейчас несоответствие между законами, в чём оно заключается? И что препятствует тому, чтобы его ликвидировать?
– Я бы не сказала, что есть несоответствие, скорее, я повторюсь, отсутствует мотивация строительных компаний на использование золошлаков. В принципе, существует достаточно много ГОСТов, которые регламентируют использование золы и золошлаковых материалов. Есть стандарт 1975 года по их использованию в дорожном строительстве. Но поскольку производителям, особенно тем, у кого есть собственные карьеры, проще использовать природное сырьё, вторичные материалы им неинтересны. Ситуацию усугубляет отсутствие каких-то стимулов или более жёстких законодательных ограничений. Мнение участников конференции было как раз в том, что ситуацию не переломить силами самих компаний, нужна чёткая позиция государства.
– Пока в России, если смотреть доклад того же Юрия Липатова, перерабатывается очень маленькая часть золошлаковых отходов. Как обстоят дела с их утилизацией в Иркутской области?
– Иркутская область, я считаю, на одном из первых мест по уровню утилизации. Например, по итогам этого года у нас будет использовано порядка 40% образовавшихся золошлаковых материалов. Таких результатов мы достигли благодаря тому, что пять лет назад «Иркутскэнерго» создало нашу компанию и мы всё это время плотно занимаемся этим вопросом.
– Если не ошибаюсь, с 2012 года планируется начать утилизацию накопленных отходов, а не только тех, которые образуются ежегодно?
– Основной вопрос как раз в том, что нужно решить проблему использования золошлаков в объёме их ежегодного образования. А то, что уже накоплено, можно просто рекультивировать и тем самым решить проблему пыления и загрязнения окружающей среды.
– В каких отраслях применяются золошлаковые материалы в Иркутской области?
– Основные направления – это производство цемента, в частности, «Ангарскцемент» является нашим потребителем; производство пенобетонов и газобетонов – большинство производителей Иркутска и Ангарска используют нашу золу; гашение поверхностных пожаров, например в Зиме и Саянске. И использование взамен грунта в качестве изоляционного слоя на полигонах твёрдых бытовых отходов.
– Что вам лично показалось интересным и перспективным из технологий, которые были представлены на конференции в Польше?
– Самое интересное, что я увидела в Польше, – это склад сухой золы объёмом 40 тысяч тонн. Дело в том, что у нас сейчас существует проблема: противоречие между сроками и объёмами образования золы и её потреблением производителями строительных материалов. Летом, когда они работают, золы практически нет, а зимой она образуется в больших количествах, но остаётся невостребованной. И у нас возникают трудности с хранением «зимней» золы. А в Европе, как я смогла увидеть собственными глазами, есть склады, рассчитанные на большие объёмы. Сейчас мы совместно с «Иркутскэнерго» отрабатываем вопрос по возможному строительству чего-то подобного у нас.
– Насколько реально возвести такой объект в Иркутской области?
– Реально, вопрос только в цене, в том, за какое время строительство такого склада окупится, учитывая небольшую стоимость золы. Этот вопрос мы сейчас и прорабатываем.