Плюс один
Стоимость проезда может увеличиться до 13 рублей
Повысить цену проезда в маршрутках хотят со следующего года частные перевозчики города. Аргумент: возить пассажиров за 12 рублей невыгодно. Такая такса ставит бизнес на грань рентабельности, утверждают они. Как следствие, компании не могут обновлять подвижной состав и вынуждены экономить на зарплатах водителей. Впрочем, другие участники рынка пассажирских перевозок эти доводы посчитали неубедительными и заявили, что коммерческий транспорт может успешно работать даже при стоимости проезда 8 рублей.
Последнее повышение стоимости проезда в коммерческом транспорте было в июле 2008 года. Стоимость одной поездки на маршрутке выросла с 10 до 12 рублей. Тогда сами перевозчики настаивали на введении цены проезда 14 рублей. Однако в итоге областная служба по тарифам согласовала увеличение стоимости проезда до 12 рублей. Обосновать повышение до 14 рублей перевозчикам не удалось, даже несмотря на цены на бензин, которые в 2008 году были выше нынешних и, по большому счёту, стали одной из основных причин пересмотра стоимости проезда.
Два года спустя перевозчики снова решили поставить вопрос о цене проезда в общественном транспорте и начали сбор всех нужных документов.
– Хотя необходимость повышения назрела давно, – рассказал «Иркутскому репортёру» председатель Ассоциации транспортных предприятий Иркутска Сергей Ошурков. – Расходы и доходы перевозчиков почти сравнялись. Это привело к тому, что у них сейчас почти нулевая рентабельность. Компании не могут заниматься обновлением подвижного состава, экономят на зарплатах водителей.
Исправить положение перевозчиков может только новое увеличение тарифов, считают авторы инициативы. По словам Сергея Ошуркова, если повысить таксу на один рубль, транспортные предприятия будут работать с рентабельностью уже около 15%. Впрочем, на какую именно цифру будут претендовать транспортные компании, определить ещё предстоит. Сейчас в ассоциации заняты сбором всех необходимых для обоснования роста цен документов. «Это довольно длинная история. Но мы планируем подать документы в службу по тарифам до конца этого года», – сказал Ошурков.
Начальник МУП «Иркутскавтотранс» Анатолий Чугаев уверен, что необходимости в повышении стоимости проезда в коммерческом транспорте нет. По его мнению, компаниям было бы достаточно и более низкого тарифа. Однако затем выяснилось, что и муниципальные автобусы сегодня работают за пределами рентабельности: себестоимость перевозки одного пассажира в них сейчас составляет 12 рублей 15 копеек. «Но, так как мы работаем в интересах горожан, нам выгоднее не поднимать стоимость проезда, а получать дотации на покрытие убытков из бюджета», – объяснил он. По его словам, существующая себестоимость проезда связана с тем, что у муниципального транспорта выше затраты на безопасность, содержание базы, транспорт, а также налоги с зарплат водителей.
– Большинство же частных перевозчиков эти мероприятия не выполняют, – объяснил Анатолий Чугаев, – поэтому их вполне устроила бы цена и на уровне восьми рублей. Когда они говорят, что работают на минимальной рентабельности, они лукавят, потому что по большей части скрывают зарплаты водителей, не платят налоги и не несут затрат по другим статьям.