издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудности перелёта

Аэропорты Сибири и Дальнего Востока могут столкнуться с дефицитом авиакеросина

  • По материалам: РИА «Новости»

Аэропорты Восточной Сибири и Дальнего Востока испытывают дефицит авиатоплива, что, соответственно, приводит к росту его стоимости, увеличению затрат авиаперевозчиков и может повлечь рост цен на авиабилеты, сообщили несколько источников на рынке авиатопливообеспечения. Речь идёт в первую очередь об аэропортах Иркутска, Магадана, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Читы, Благовещенска и других. Так, в первой декаде ноября увеличение цены в аэропортах, по данным Центра регистрации тарифов при Транспортной клиринговой палате (ТКП), составил от 1,1 тысячи до 1,7 тысячи рублей за тонну, что соответствует росту от 5 до 7,5%. Рост обусловлен повышением отпускных цен на НПЗ на 7,7% (по данным ИАЦ «Кортес»).

Рост цены и дефицит обусловлены, в частности, увеличением выпуска зимнего дизельного топлива, что приводит при переработке нефти к снижению доли керосиновой фракции, говорит один из собеседников агентства. Кроме того, «расположенный в Восточной Сибири Ангарский НПЗ (принадлежит «Роснефти») для многих потребителей сорвал поставки авиатоплива на октябрь, и теперь топливо будет поставлено только в ноябре. Таким образом, заказанные объёмы были обеспечены только на 30%. Единственным исключением стал «ЛУКОЙЛ», выполнивший свои обязательства на все 100%», – сказал источник. Представитель «Роснефти» от комментариев по ситуации отказался. 

По словам другого собеседника агентства, с 15 октября по 3 ноября на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (НП МБНК) и ЗАО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» была полностью прекращена продажа продукта с Комсомольского НПЗ (принадлежит «Роснефти»), обеспечивающего керосином весь Дальний Восток. Помимо этого на рынке железнодорожных перевозок существует проблема с подвижным составом на востоке страны, отметил источник. 

По его словам, «рост цен ещё подогревается тем, что на биржах ежедневно выставляется на торги порядка 180–360 тонн авиакеросина, тогда как ежедневное дневное потребление авиатоплива в России составляет порядка 15-16 тысяч тонн. Продажа всего 2% нефтепродукта через биржу порождает большой спрос и, соответственно, повод выставлять его на торги по завышенным ценам». В результате производители и поставщики керосина, ориентируясь на биржевые цены, предлагают топливозаправочным комплексам (ТЗК) и авиакомпаниям авиатопливо со значительным удорожанием, что влечёт за собой неизбежный пропорциональный рост его стоимости и в аэропортах, сказал собеседник агентства. 

Кроме того, «имеет место желание нефтяных компаний воспользоваться конъюнктурой, поскольку данное повышение пришлось на ноябрь – отнюдь не пик перевозок, который приходится на летние месяцы», – отметил собеседник агентства. 

Такого же мнения придерживается и замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, заявивший во вторник, что рост цен на авиатопливо в России обусловлен желанием нефтяников заработать на авиакомпаниях. Он отметил, что в 2010 году произошёл существенный рост авиаперевозок, в результате чего после «провальных» 2008-2009 годов у авиакомпании появилась «тоненькая-тоненькая финансовая прослойка». «Нефтяники эти деньги подсчитали и планируют забрать в свой карман. Поэтому они решили, хоть к концу года, но повысить цены на авиатопливо», – сказал замминистра. 

Таким образом, авиакомпании, выполняющие рейсы в города Восточной Сибири и Дальнего Востока, могут столкнуться с дефицитом топлива. Кроме того, рост цен на авиакеросин может повлечь за собой рост топливных сборов, сообщили представители нескольких авиаперевозчиков. Вместе с тем в авиакомпаниях отметили, что топливный сбор в структуре цены на билет составляет небольшой процент.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры