издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поквартирная цена закона

Обозреватель «СЭ» подсчитал, сколько может стоить средней семье установка энергосберегающих приборов

  • Автор: Анна КАПЛАН

Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которому вот-вот исполнится год, обязывает потребителей к 1 января 2012 года установить индивидуальные приборы учёта получаемых коммунальных ресурсов – горячей и холодной воды, газа и электро- энергии. Сколько же предстоит запланировать в семейном бюджете на покупку и установку этих приборов средней городской семье, желающей быть законопослушной и экономной? Посчитаем это на примере цен Ангарска.

С индивидуальными счётчиками электроэнергии большинству горожан задумываться не придётся – они в каждой квартире, даже коммунальной, стоят уже не один десяток лет (правда, у многих из них давно истёк срок госповерки, да и класс точности у многих не соответствует современным нормативам. – Авт.). Впрочем, электросчётчик – штука относительно дешёвая: новый механический реально найти и за 400 – 500 рублей, электронный – за 600. Можно, конечно, вложиться серьёзнее, купив счётчик, который сам будет считывать и передавать показания с помощью встроенного модема, но ещё вопрос, когда к приёму этих показаний окажется технически готова сторона поставщика. Если захочется заменить не только сам счётчик, но и весь щиток с автоматами, это приведёт к удорожанию проекта более чем на 300 рублей (220 за щиток и по 40 за каждый автомат). Собственно монтаж нового счётчика на прежнее место – 250 рублей (если меняется весь щиток с автоматами и корпусом – 550); каждый метр переноса – дополнительные 250 рублей. Старый счётчик нужно будет сохранить до визита контролёра, который снимет с него показания и опломбирует новый прибор; первый вызов контролёра Ангарских электросетей (филиал «Облкоммунэнерго») бесплатен.

С газом ситуация сложнее. Установить прибор нужно на строго определённой высоте от пола (140 см), на определённом расстоянии от плиты и от батареи отопления; прятать счётчик в шкаф нельзя – он должен быть на виду. Разовые вложения в монтаж прибора учёта (произвести его могут только специалисты филиалов «Ир-кутскоблгаза») весьма солидны, а срок окупаемости этих вложений для семьи из четырёх человек (если газом всё-таки продолжать активно пользоваться) – не меньше двух лет. Несмотря на весьма недешёвый монтаж (свыше 6000 рублей) и дороговизну самого прибора (цены стартуют от 1800 рублей) на сегодняшний день, счётчиков газа, например, в Ангарске на момент подготовки материала просто не было в наличии. Специалисты Ангарского филиала «Иркутскоблгаза» и продавцы в магазинах второй месяц разводят руками: «Смели все, а новых поставок нет». Когда будут – неизвестно. Неизвестно и то, кто и по какой цене станет в будущем счётчики газа поверять: делать это придётся раз в восемь лет. Впрочем, ангарчанам законодатели оставили узкую лазейку: Закон «Об энергосбережении» обязывает потребителей установить приборы учёта ПРИРОДНОГО газа, а то, что попадает в плиты ангарчан, является продуктом нефтепереработки и называется ОТБЕНЗИНЕННЫЙ СУХОЙ ГАЗ – про него в этом законе пока ни слова не написано. Впрочем, поскольку Ангарск далеко не единственный в стране газифицированный город, не имеющий природного газа, законодатели ещё могут уточнить свои требования. 

Счётчики воды – приборы большинству знакомые и хотя бы смутно понятные. Прибором учёта должен быть обеспечен каждый ввод воды в квартиру. В «хрущёвках» и других квартирах «эконом-класса» обычно один ввод, и, соответственно, их владельцам достаточно двух водосчётчиков – по одному на холодную и на горячую воду. Рекламирующиеся в ангарских газетах фирмы, устанавливающие счётчики с «регистрацией на месте» и годичной гарантией от протечек, просят за свои услуги по монтажу двух счётчиков  4000–4300 рублей. Стоимость возрастает, если заказчик захотел установить не «кран-фильтр», а отдельные кран и фильтр, если выбирает более дорогую модель счётчика (рассчитанную на  более высокую температуру или имеющую межповерочный период шесть лет, а не четыре года). Документы о постановке на учёт в Ангарской теплосбытовой компании и Ангарском водоканале вручат на месте, а вот в управление очистки стоков АНХК придётся подъехать самим. Самостоятельный монтаж много сэкономить не даст: в оборудование и визиты представителей АТСК и водоканала придётся вложить больше 3000 рублей, но есть риск, что из-за дефектов установки (например, счётчик запотевает) его откажутся взять на коммерческий учёт. Срок окупаемости прибора зависит от стиля пользования водой; в среднем установка двух счётчиков «отбивается» примерно за 18 «человеко-месяцев», т.е. при трёх прописанных в квартире – примерно за полгода. Впрочем, стоит учитывать, что раз в 4-6 лет (в зависимости от модели) водосчётчики подлежат обязательной поверке. Поверка каждого счётчика без его демонтажа (тариф Ангарского филиала Иркутского ЦСМ) обходится в 750–1100 рублей, с демонтажом (тариф МУП «Ангарский водоканал») – 745 рублей; в обоих случаях необходимо приплюсовать ещё стоимость визитов специалистов водоканала и АТСК для проверки правильного монтажа и повторного взятия счётчика на учёт (соответственно 327 и 400 рублей). При поверке обычно выясняется, что от 10 до 40% счётчиков привирают. Их предлагают или отремонтировать (150–300 рублей), или заменить (500–870 рублей прибор плюс плата за установку). Так что, радуясь быстрому сроку окупаемости, нужно учитывать и то, что раз в 4-6 лет вам предстоят расходы на поверку и, возможно, замену счётчика. 

Эти расходы – из расчёта на один ввод воды в квартиру. Но есть у нас «везунчики» (особенно много их в квартирах улучшенной планировки и в девятиэтажных домах, но есть и в «сталинках»), у кого по два стояка и по два ввода: один на кухню, другой в ванную. В таких квартирах придётся ставить по четыре водосчётчика. Есть (хоть и мало) квартиры, в которых по три ввода: они возникли путём объединения двух соседних квартир. Разумеется, владельцам таких хоромов придётся раскошеливаться сразу на шесть счётчиков, а через несколько лет – на поверку всех шести и, возможно, ремонт или замену части из них. 

Сложнее всего в жизнь внедряются те нововведения, которые требуют не просто начать пользоваться неким новым предметом, а радикально поменять привычки. Это только на первый взгляд кажется, что повсеместному внедрению водосчётчиков мешают исключительно дороговизна установки и «заморочность» этой процедуры. Если бы это было так, в управления соцзащиты городов, дотирующих установку счётчиков малоимущим, стояли бы очереди, а те, кому за счёт бюджета приборы таки установили, не отказывались бы от оплаты по ним в пользу норматива. Реально же в обладании водосчётчиками есть свои минусы, и для многих они весьма существенны. 

Минусы дискомфортные – следствие того, что общепринятые моральные нормы россиян ближе к «незаметно украсть – это доблесть», чем к «за удовольствия надо платить». «Левая» розетка в обход счётчика для многих предмет не стыда, а гордости. На фоне таких убеждений дороговизна двухчасового лежания в горячей ванне, невозможность безнаказанно поливать тёплой водой тепличку во дворе коттеджа или думы о том, стоит ли выбрасывать из окна шланг для мытья машины, многих напрягают.   

Минусы процедурные – необходимость вести «журнал учёта показаний», регулярно передавать показания счётчиков, заниматься арифметикой либо ходить в кассы с записанным последним оплаченным показанием приборов. До организаций, являющихся поставщиками коммунальных услуг, в дни, когда необходимо передать показания за месяц, бывает крайне сложно дозвониться. Некоторые клиентоориентированные шаги поставщиков ресурсов эту проблему снимают, зато порождают другие: например, МУП «Ангарский водоканал» привлёк к фиксации показаний водосчётчиков операторов одной из коммерческих телефонных справочных служб; текущие показания им передать можно,  а вот узнать, за какое показание прошла последняя оплата, – нельзя. Самостоятельно фиксировать показания и платежи на бумаге и носить эту бумагу с собой всё равно придётся: ни в ЖЭКе, ни в Сбербанке без этих цифр плату за очередной месяц не примут. А если и примут, потом будет довольно сложно разобраться в путанице платежей и показаний счётчиков. Прогресс коснулся тех, у кого есть не только водосчётчики, но и доступ в Интернет: так, ангарчане могут передать показания своих приборов учёта электронной почтой и в виде писем с таблицами получить акты сверки платежей, а клиенты Иркутской энергосбытовой компании – ввести показания счётчиков в ячейки калькулятора платежей специальной страницы на сайте компании.  

Минусы психологические – необходимость следить за домашними, по привычке оставляющими включённой воду, «отходя на минуточку», и за сантехникой, для которой подкапывающее или подтекающее состояние – привычная с советских времён норма. Реальный пример: в фирму, установившую водосчётчики, обратилась возмущённая клиентка: «Ваш счётчик неисправен – он в прошлом месяце «накрутил» на 18 кубометров больше, чем обычно». Представитель фирмы приехал, осмотрел счётчик – вроде бы всё в порядке, хотя и правда крутится не останавливаясь. Пошёл вдоль трубы – и обнаружил тонкую струйку воды в унитазе, вечное журчание которой обитатели квартиры уже перестали замечать. Не поленился и сел с секундомером возле счётчика: литр утекал сквозь неисправный бачок унитаза за две минуты 16 секунд, а значит, якобы «накрученные» 18 кубов воды вылились в канализацию чуть больше чем за три недели. Не было бы счётчика – так бы и жила семья с умиротворяющим журчанием ручейка в унитазе, а теперь приходится и платить за этот звуковой фон как за 18 тонн воды, и новую фурнитуру бачка искать, и сантехника вызывать.  

Минус аварийный – вероятность того, что счётчик «побежит». В лучшем случае вы успеете среагировать на лужу на полу, в худшем реагировать будут соседи снизу, увидевшие пятно на своём потолке. Цельная труба, приваренная с обеих сторон, гораздо надёжнее, чем металлическая труба, в  которую ввинчен некий пластмассовый элемент. Фирмы – установщики счётчиков, как правило, больше чем на год гарантию от течи не дают; если потоп происходит в первый год после установки счётчиков, фирмы берут на себя возмещение ущерба, если позже – возмещать его приходится тому, в чьей квартире возникла течь. Впрочем, далеко не факт, что через 10-11 месяцев можно будет отыскать тех, кто смонтировал счётчики в вашей квартире: добрая половина сантехнических фирм даёт в рекламе номера не стационарных, а мобильных телефонов.

Минус «добрососедский» вызван особенностями разводки в наших домах. Достаточно одного неисправного смесителя на стояк или одной подключённой без обратных клапанов (их нужно два, каждый – 200–300 рублей) воздушно-пузырьковой стиральной машины (они подключаются прямо к смесителю), чтобы во всех квартирах стояка возник переток горячей воды в холодный водопровод, а это может оказаться смертельно для счётчиков холодной воды.  

В любом случае с этими минусами придётся теми или иными способами примиряться: закон обязывает обзавестись приборами учёта энергоресурсов всех потребителей. Впрочем, оставляя за самим потребителем право выбирать, по счётчику платить или по нормативу, но с повышающим коэффициентом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры