Потери на дорогах
С начала года на дорогах Иркутска произошло почти 1,3 тысячи ДТП с участием общественного транспорта. В 69 случаях эти аварии закончились травмами для пассажиров. Власти города считают, что исправить ситуацию может только увеличение доли перевозок муниципального транспорта. Однако конкурировать с нелегальными перевозчиками они по-прежнему не могут. С одной стороны, городу не хватит для этого муниципального транспорта и запаса ценовой гибкости. Частники готовы снижать цену до минимума, если их попытаются выжать с рынка.
Хаотичное движение
С начала года на дорогах Иркутска произошло 1294 дорожно-транспортных происшествия с участием общественного транспорта. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число снизилось, но незначительно: за девять месяцев 2009 года в городе было зафиксировано 1341 происшествие. Статистка ГИБДД при этом показывает, что количество аварий по вине водителей маршруток и автобусов растёт: если в прошлом году из 1341 ДТП с участием общественного транспорта по вине водителей произошло больше половины, или 741, то в этом году их число увеличилось до 745.
Впрочем, найти все эти цифры «Иркутскому репортёру» удалось только в бумажном варианте доклада начальника отдела транспорта и связи администрации города Юрия Гамзулина. В ходе обсуждения вопроса о ситуации на дорогах Иркутска, состоявшегося на последнем заседании высшего административного комитета, он не стал акцентировать внимание на всех этих данных по аварийности, а лишь назвал, насколько в процентном соотношении они изменились по сравнению с прошлым годом. В процентах картина получалась иная: большинство показателей ползли вниз.
– Количество аварий с участием общественного пассажирского транспорта снизилось на 3,6%, – перечислил Юрий Гамзулин. – Доля происшествий с пострадавшими снизилась на 7,2%, а ДТП с пострадавшими, произошедших по вине водителей, – на 8,4%.
В абсолютных цифрах получалось, что за девять месяцев 2010 года из 1294 аварий, в которые попадали городские автобусы и маршрутки, 69 закончились печально для их пассажиров. В 2009 году с травмами ДТП завершились в 74 случаях.
Интересно, что за это же время специалистами автодорожного надзора было проведено 100 проверок транспортных предприятий города, по итогам которых было выявлено более 180 нарушений требований безопасности дорожного движения. В большинстве случаев к административной ответственности привлекались частные перевозчики. Впрочем, как уточнили в мэрии, сегодня большую часть пассажирских перевозок в городе осуществляет коммерческий транспорт. В среднем на маршрутах города сейчас работает более 230 перевозчиков, в распоряжении которых находится около 1500 коммерческих автобусов разной вместимости. Доля муниципального транспорта значительно меньше: два муниципальных предприятия, «Иркутскгорэлектротранс» и «Иркутскавтотранс», владеют 37 трамваями, 56 троллейбусами и 120 автобусами.
Аварии в законе
Выхода из сложившейся ситуации в мэрии сегодня не видят. Как заявил вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов, «на рынке пассажирских перевозок сегодня хаос». Единственный реальный способ бороться с нелегальными перевозчиками на дорогах города, считает мэр города Виктор Кондрашов, это составить им конкуренцию со стороны муниципального транспорта. Но для того чтобы конкурировать, нужно для начала увеличить количество муниципальных автобусов и троллейбусов на городских маршрутах. Впрочем, этой стратегии противоречит хотя бы то, что затраты на приобретение нового автотранспорта в 2010 году по сравнению с прошлым годом, напротив, сократились. Если в 2009 на эти цели из бюджета города было потрачено 118,8 млн. рублей, то в 2010 году – 19,7 млн.
При этом конкурировать муниципальные власти с коммерческими перевозчиками планируют прежде всего рыночными методами – то есть предложить пассажирам более низкие цены.
– При какой стоимости проезда в муниципальном транспорте вы не выйдете на маршрут? – поинтересовался в связи с этим у председателя Ассоциации транспортных предприятий города Сергея Ошуркова мэр.
На что тот дал неопределённый ответ, что цена будет зависеть от обстоятельств.
– То есть даже если проезд будет стоить шесть рублей, вы всё равно продолжите работать? – снова уточнил мэр.
– Да, – ответил Сергей Ошурков.
– А если он будет стоить пять рублей, три рубля, рубль? – не унимался мэр.
После короткой паузы Сергей Ошурков заявил, что частные перевозчики поедут и за рубль.
– Но как в этом случае вы будете окупать хотя бы затраты на бензин? – уточнил кто-то из депутатов. – Ведь это ставит всю вашу деятельность далеко за грань рентабельности.
– В своё время, когда я начинал работать и не было денег, я искал топливо в два-три раза дешевле, то есть заливал в бак всякую гадость, – вместо Сергея Ошуркова объяснил, как перевозчики будут выходить из положения, один из представителей рынка. – Одним словом, зарабатывал деньги как попало. Вот сегодня они так и работают. И пока перевозчиков не объединят в юридические лица, когда они нормально будут платить налоги и считать свой тариф, ничего не изменится.
Объединить их, однако, мешает сегодня не только нежелание самих частников, но и отсутствие соответствующего законодательства, которое бы позволяло регулировать ситуацию на рынке транспортных перевозок. Дмитрий Разумов в связи с этим предложил депутатам выйти с инициативой его создания в Законодательное Собрание региона. В цене проезда конкурировать с частными перевозчиками муниципальные власти пока также не могут. В доказательство Виктор Кондрашов констатировал, что при её понижении Ассоциация транспортных предприятий города первой подаст на мэрию в ФАС.