«Федеральный центр располагает»
Минэкономики пришлось поправить программу развития региона
Пятилетняя программа социально-экономического развития Иркутской области прошла последние процедуры перед окончательным согласованием. В минувшую пятницу её рекомендовала к принятию Торгово-промышленная палата Восточной Сибири. Предложенные ТПП по- правки вошли в документ, за исключением тех, что касались финансирования программы. «Мы зависим от внешних, стратегических факторов. То есть можем предполагать, а федеральный центр – располагать», – объяснил временно замещающий должность министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркут- ской области Дмитрий Ялов. Он отказался назвать объём финансирования программы до её утверждения в региональном парламенте. Впрочем, чиновники держат в секрете и многие другие параметры программы, оставляя возможность судить о ней только по их словам.
«ТПП включилась в процесс обсуждения программы социально-экономического развития Иркутской области в августе. Были сформированы компетентные рабочие группы. Мы рассмотрели предложения, свели их в единый комплекс и передали министерству экономического развития, – сообщил в минувшую пятницу президент ТПП ВС Константин Шаврин. – Итоговое совещание губернатор собрал 24 октября. Оказалось, что примерно 80% наших замечаний учли. При этом я попросил, чтобы разработчики объяснили нашим группам, почему не приняли те или иные поправки». Пояснять выпало временно замещающему должность министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Дмитрию Ялову.
Первым стал агропромышленный комплекс. Ялов рассказал, что ТПП предлагала решить вопросы, связанные с сырьём для пищевой промышленности и развитием местных мощностей. «Организации обещали представить свои предложения, но не сделали этого вовремя, поэтому мы не смогли отразить их в программе», – добавил чиновник. Зато, по его словам, в программу были включены проекты по добыче рыбы на Байкале. «В рамках инвестиционного плана развития Усть-Илимска обсуждается проект по рыбозаводу на базе помещений, принадлежавших «Иркутскэнерго», – рассказал Ялов. На этом согласие мин-экономики и экспертных групп закончилось. Глава министерства отказался обсуждать вопросы финансирования программ в агропромышленном комплексе. «Возвращаться к объёмам средств я принципиально не буду. Все знают, что в период кризиса они секвестировались и переносились. В итоге на 2011 год Иркутской областью было заявлено 1,5 млрд. рублей, но в рамках скудного бюджета это всё равно невозможно. Кроме того, темпы роста показателей АПК отстают от объёмов его финансирования», – заключил Ялов, дав понять, что о дополнительных средствах на эту отрасль речь не идёт.
В отношении строительной отрасли у экспертов и минэкономики наблюдалось, по выражению Ялова, «редкое единодушие». Замечания ТПП были приняты. Так, например, появился раздел, посвящённый производ-ству в регионе строительных материалов. Кроме этого, документ дополнили программой развития жилищного строительства Иркутской области. По словам Ялова, её сейчас разрабатывает региональное министерство строительства и дорожного хозяйства, после чего направит стратегию на утверждение в Минрегион. «Рассчитываем на одобрение федерального центра и дополнительные средства. Предполагаются и субсидии по кредитным ставкам, и средства на коммунальную инфраструктуру. Но пока эти деньги мы не могли заложить в программу, потому что они не подтверждены», – добавил чиновник. По его мнению, в результате программа «повлечёт увеличение объёмов строительства, ведь мы уже много лет отстаём от других регионов и России в целом по вводу нового жилья». От денег федералов, как оказалось, зависит и включение в программу соглашения Иркутской области с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), которое губернатор Дмитрий Мезенцев подписал в сентябре. «Мы отразили эти договорённости, но без указания финансирования. Просто пока никаких средств в регион не поступало», – пояснили представители мин-экономики.
Конкретных цифр Ялов старался избегать и при обсуждении вопросов развития малого бизнеса – ещё одного раздела программы. Чиновник отметил, что «финансирование тут тоже, в общем, от нас не зависит, потому что мы связаны по рукам и ногам федеральной программой поддержки». Согласно ей, регион получает 80% федеральных средств и 20% – областных. Аналогичная ситуация с лесозаготовкой и переработкой. К предложению обновить данные о лесном фонде авторы программы прислушались, но констатировали, что свободных средств на это сейчас нет. «Нужно повысить налоговую отдачу в отрасли. Тогда станет возможным вести и работы по лесоустройству, строительству лесовозных дорог», – пояснил Ялов. Эксперты ТПП добавили, что «развитие лесной отрасли во многом зависит от политического решения, которое в этот раз примет или не примет федеральный центр». Речь идёт о запретительной экспортной пошлине на круглый лес, годовой объём заготовки которого в Иркутской области составляет около 6 млрд. кубометров – четвёртая часть всей древесины. «Лесной комплекс – это пример, как мы в своей программе зависим от внешних, стратегических факторов. То есть мы можем предполагать, а федеральный центр – располагать, – согласился Ялов. – По лесу мы зависим и в части пошлин, и в части реформирования системы лесного хозяйства. То же самое в отношении газовой отрасли, да и многих других вещей. По мере формирования позиции наверху мы будем ежегодно вносить корректировки в программу».
В «промышленном» разделе программы Иркутская область зависит если и не от федерального центра, то от крупных корпораций, констатировали эксперты ТПП. Так, например, несмотря на то, что Тайшетский алюминиевый завод хоть и был включён в документ, но до сих пор неизвестно, будет ли он достроен. «Мы послали письмо РУСАЛу, но не получили ответа. В ближайшее время планируется встреча Олега Дерипаски с Дмитрием Мезенцевым. Рассчитываем всё-таки на подтверждение проекта. Пока считаем, что нет оснований думать, будто завод и сопутствующая инфраструктура не будут построены». То же самое с газификацией. По словам Ялова, минэкономики понимает «остроту вопроса внутренней цены на газ». «Могу заверить, что над проблемой мы будем работать вместе с Газпромом. А пока приходится ориентироваться на планы и сроки, установленные на федеральном уровне, несмотря на то, что у энергетиков цена газа вызывает вопросы», – добавил чиновник. Помощь федерального центра на ближайшую «пятилетку», как выяснилось, Иркутская область ожидает и в продвижении инновационных технологий. Дмитрий Ялов рассказал, что компании не откликнулись на запросы «Серого дома» и не подтвердили свою заинтересованность в инновационных продуктах. Однако федеральные власти предлагают утверждать программы инновационного развития в тех предприятиях, где есть государственная доля. «Иркутской области это тоже может помочь», – сказал Ялов.
Представители ТПП попытались возразить Ялову и предложили сделать всё-таки «амбициозную программу», а «не решать всё за счёт вертикально интегрированных структур, пока сырьевая база уходит с региона». Но их остановил уже сам Шаврин. «Конечно, у нас есть великие желания. Но я могу вам сказать, что весь стабилизационный фонд исчерпан. И с 2011 года его фактически не существует, поэтому и помогать нечем. Нет денег у государства на пустую программу!» – пресёк дискуссию президент ТПП ВС и добавил, что «так замечания можно давать до бесконечности» и «нет предела совершенству».
Всего после корректировки в программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы, по словам Ялова, осталось 50 «наиболее реалистичных проектов». Хотя изначально авторы заявляли о двух сотнях проектов на сумму 930,5 млрд. рублей (из них 73 крупных инвестпроекта и 87 – как инициатива от муниципалитетов). «Мы шаг за шагом сокращали количество проектов в соответствии с ответами самих организаций и отраслевых министерств. Теперь всем понятны источники финансирования, есть конкретные интересанты. За каждым стоят действующие игроки», – отметил Ялов. В частности, это проекты по строительству комплекса изомеризации, гидроочистке бензина и алкилированию на Ангарской нефтехимической компании стоимостью 11 млрд. рублей. Или открытие нового производства стоимостью 2 млрд. рублей компании «Фармасинтез», которая планирует запустить его в Иркутске или Иркутском районе. «Я не буду перечислять все», – отметил Ялов и отказался назвать общий объём финансирования пятилетней программы. Озвучить конкретные цифры минэкономики планирует лишь после рассмотрения программы в правительстве области и её утверждения в Законодательном Собрании. Всю процедуру предполагается завершить до конца этого года. Оценить программу до этого не пред-ставляется возможным: документ обещают обнародовать только после его утверждения.