Тепло на шведский манер
В Иркутске не нашлось коммунальной компании, повторившей успех проекта реконструкции системы теплоснабжения Ново-Ленино
В первый отопительный сезон после установки автоматизированных тепловых пунктов в иркутском микрорайоне Ново-Ленино средняя экономия тепла составила 27,5%. Такие данные получили специалисты, когда закончилась зима 1998-1999 годов. Реконструкция системы теплоснабжения Ново-Ленино на основе энергосберегающих технологий по-прежнему остаётся одним из крупнейших комплексных инновационных проектов, выполненных не только на бумаге. Однако за прошедшие годы в городе не нашлось ни одной коммунальной компании, которая повторила бы этот успех, а опыт Ново-Ленино остаётся актуальным и через 10 лет, судя по тому, что в этом году о нём вспомнили на выставке, посвящённой энергосбережению.
В конце 90-х Ново-Ленино отапливали три теплоисточника: угольная котельная Северного промузла и две электрокотельных – «Ново-Ленино» и «Бытовая». Кроме того, там работали 18 низкоэкономичных мелких котельных различных ведомств. В растущем микрорайоне ощущался дефицит тепла. «Новое строительство в Ленинском округе было остановлено почти полностью – земля имелась, а строительство было ограничено, тепла не хватало на всех», – вспоминает Александр Каменев, один из непосредственных участников проекта реконструкции системы теплоснабжения, в те годы занимавший должность заместителя главного инженера МУПЖХ района, а сейчас – главный инженер «Западного управления ЖКС». Энергосбережение, тогда ещё не успевшее превратиться в модную тему, было жизненно необходимо для развития территории.
В 1997 году муниципальное производственное теплоэнергетическое предприятие «Иркутсктеплоэнерго», писала газета «Восточно-Сибирская правда», совместно с ЗАО «Иркутский энергетический центр» и зарубежными фирмами-партнёрами из Швеции и Финляндии приступило к разработке и реализации проекта «Реконструкция системы теплоснабжения района Ново-Ленино Иркутска на основе энергосберегающих технологий». Проект поддержали городская Дума и администрация Иркутска.
Его целью было сокращение затрат на теплоснабжение, повышение эффективности производства, передачи и потребления тепловой энергии. Параллельно шла реорганизация управления теплоснабжением, включались новые экономические механизмы, финансовые оценки реализуемости предлагаемых мероприятий, поскольку проект был коммерческим, а также велись обучение и подготовка кадров.
По словам одного из собеседников «СЭ», знакомого с проектом, средства на его реализацию – 3,2 млн. долларов – предоставил в виде кредита Международный банк реконструкции и развития. На первом этапе проекта, в 1998 году, вместо элеваторных узлов было установлено 43 автоматизированных тепловых пункта для 33 объектов, куда входили 21 жилой дом и общественные здания, в том числе детские сады и школы. Дальнейшие шаги к экономии ресурсов включали балансировку стояков отопительной системы, реконструкцию тепловых сетей, установку теплосчётчиков и множество других технических и организационных мероприятий.
После того как шведы установили, смонтировали и запустили индивидуальные тепловые пункты, ответственность за сбережение ресурсов легла на эксплуатацию. «Есть такая поговорка: «Революция делается тогда, когда к ней готов народ», – рассуждает Каменев. – Наш народ оказался не готов. К примеру, около 10% квартиросъёмщиков жили с одним стеклом или не знали, что такое утепление окон и дверей». Основная ошибка коммунальщиков, считает эксперт, состояла в том, что, когда начался проект, его «не распиарили». Готовиться к зиме жителей учили два года. Второй сложностью была подготовка персонала. Для работы с современным оборудованием пришлось создавать специальную бригаду. Попутно менялись стояки и чистились подвалы.
Уже в 2001 году отчёт о реализации первого этапа проекта, которая заняла всего полтора года, был опубликован в журнале «Энергосбережение». В отопительном сезоне 1998-1999 годов суммарная средняя экономия тепловой энергии составила 27,5% от потребления зданий с элеваторной схемой, снижение теплопотребления составило 31,1 тыс. Гкал. Наибольшая экономия – до 30–40% и более – достигалась в переходные периоды, осенью и весной. Снижение тепловой нагрузки позволило сократить существующий дефицит тепловой мощности электрокотельной «Бытовая» и закрыть две низкоэффективные угольные котельные (школы № 4 и по 1-му Советскому переулку). Кроме экономии тепловой энергии, на источнике появляется экономия электроэнергии, расходуемой на перекачку теплоносителя.
Сократилась и среднечасовая подпитка горячего водоснабжения. Горячая вода с новых тепловых пунктов подавалась с постоянной температурой 55–60°С (что оптимально по санитарно-гигиеническим условиям, считают авторы отчёта) и с более низким давлением. В системе с элеваторной схемой температура воды достигала 90°С и более, что приводило не только к перерасходу тепла и воды, но и создавало потенциально опасную ситуацию для людей и сантехнического оборудования. В отдельных зданиях расход горячей воды сократился до 100 литров в сутки на человека (ул. Ярославского, 250).
Улучшилось качество коммунальных услуг, которые получали жители микрорайона, изменился подход к обслуживанию жилого фонда у ново-ленинских коммунальщиков, уверены специалисты. Поэтому, например, сегодня все дома там «закрыты» приборами учёта.
Несмотря на успех и значимость проекта, он так и не стал примером для других районов города, с сожалением констатируют собеседники «СЭ». Сейчас у управляющих компаний, которые подтолкнул к энергосбережению одноимённый федеральный закон, вновь появляются серьёзные планы. Если им удастся привлечь финансирование, о новых масштабных проектах мы сможем услышать уже в следующем году, считает Александр Каменев.