издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Провалившийся эксперимент

Или один на полигоне не воин

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Столкнувшись полгода назад благодаря заданию редакции с «мусорной» проблемой Иркутска, я ужаснулась её масштабам. Городской полигон твёрдых бытовых отходов, ресурсы которого исчерпаемы, грозит городу эпидемиологическими и экологическими проблемами уже через несколько лет. Гора мусора высотой с девятиэтажку, а именно так описывают полигон специалисты, растёт всё быстрее и быстрее. Впечатляет изобретательность сограждан, которые чего только не сделают, чтобы проверить на прочность контейнеры для селективного сбора отходов и подземные контейнеры «Молок».

«Хочешь изменить мир – начни с себя», – вспомнилась чья-то мудрость. Мусорный эксперимент начался. 

Как известно, единственное спасение от мусора для современных городов – селективный (то есть раздельный) сбор отходов и их переработка. Решение сортировать мусор в домашних условиях и «Каталог-справочник предприятий по переработке вторсырья в Иркутской области», изданный администрацией областного центра, пришли ко мне почти одновременно. Оказалось, судя по информации в буклете, около тридцати предприятий в регионе занимаются переработкой мусора и готовы за него даже заплатить. Большая часть из них базируется в столице Приангарья, хотя в справочнике встретились адреса в Ангарске, Братске и даже Железногорске-Илимском. Само наличие таких организаций не могло не обрадовать, поскольку, как говорят специалисты, близко знакомые с темой ТБО, мусоропереработка для малого и среднего бизнеса – дело хлопотное и невыгодное, за неё мало кто берётся. А уж то, что информация об этих героях была заботливо собрана в одном издании, казалось, сильно упрощало задачу. Нужно было только выбрать: по справочнику с макулатурой работали три компании, с пластиком – двенадцать, стекло принимали девять, по пять компаний перерабатывали автошины и цветмет, девять – опасные вещества.

Здесь меня ждало первое разочарование. Часть телефонов просто не отвечали – видимо, метла кризиса прошлась и по «мусорному» бизнесу. В «живых» предприятиях сотрудники сообщали, что они работают только с партиями от 100 кг. В одном в итоге согласились: «Ладно, если привезёте, так и быть, возьмём ваш пластик». Но попросили всё же накопить хоть сколько-нибудь приличное количество вторсырья, помыть флаконы и бутылки, очистить от наклеек и разделить белые, прозрачные и цветные. Примерно таким же был результат переговоров с фирмой, принимающей бумагу и картон. Остальным непромышленные объёмы оказались неинтересны. 

Поскольку от контейнерной площадки неподалёку от дома селекцией и не пахло, нужно было придумать, как организовать сортировку в пределах обычной шестиметровой кухни однокомнатной квартиры. Практика показала, что собирать отдельно всего три вида мусора (макулатура, пластик и всё остальное) непросто, зато очень увлекательно, если с вами живёт небольшой, но любопытный кот, который в ваше отсутствие может проникнуть куда угодно, кроме холодильника. Но там мусору явно было не место. 

Через несколько месяцев после начала эксперимента стало ясно, что пластик и бумага начали стремительно поглощать и так небольшое жизненное пространство. А вес вторсырья оставался неприлично скромным. 

По мере того как эксперимент приближался к своему фиаско, становилось понятно, что в пределах одного городского домохозяйства раздельный сбор мусора – это почти утопия. А вот объём отходов жизнедеятельности нескольких многоквартирных домов перерабатывающие компании вполне могли бы «переварить». На этом уровне разделение мусора упирается в вандализм, а по сути – равнодушие к собственному будущему тех людей, которые умудряются протолкнуть пакет с мусором в узкое отверстие для картона или поджигают подземные контейнеры в Солнечном. 

В масштабах города же построить мусороперерабатывающий завод мешают, по словам мэра Виктора Кондрашова, коммунальные тарифы. Уже есть площадка около Вересовки – удачная санитарно-защитная зона, завод мог бы собирать мусор из Иркутска, Ангарска и Шелехова, сказал мэр. Предприятие окупится, если тариф увеличится до 100 рублей, что на порядок выше нынешних семи. При этом в общей сумме по квартплате повышение составило бы 3-4%, добавил он. Не знаю, готовы ли власти к непопулярным решениям. Но точно знаю, что есть люди, которые готовы платить за чистоту.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры