издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Базовое понимание

Дорожная отрасль смотрит в будущее с осторожным оптимизмом

  • Автор: Александр МАРКОВ

Вызванный кризисом спад производства особенно заметно проявился в дорожной отрасли. Столкнувшись с нехваткой финансирования, дорожники сократили объёмы строительства и ремонта магистралей, перестали проводить полный комплекс работ по сезонному содержанию. Как следствие, темпы износа автомобильных дорог стали выше, чем темпы восстановления и развития.

Как выйти из создавшегося положения, какие меры принять по изменению ситуации в отрасли? Об этом шёл обстоятельный разговор на научно-практической конференции «Проблемы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог с применением новых технологий и материалов», состоявшейся по инициативе регионального министерства строительства и дорожного хозяйства и Союза дорожников Иркутской области. В работе конференции приняли участие специалисты, представляющие органы управления, проектные и научные институты, подрядные организации, предприятия машиностроения и стройиндустрии. В своих докладах участники конференции затрагивали проблемы проектирования, строительства и содержания дорог, повышения качества и долговечности дорожных сооружений.

Большой интерес вызвали выступления старшего научного сотрудника отдела земляного полотна и дорожных одежд ОАО «Омский Союздорнии» Владимира Лонского, главного инженера ЗАО «Труд» Юрия Кибирева, директора по производству ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Юрия Чулочникова и других. Но больше всего затронуло выступление начальника департамента «Иркутск-гипродорнии» Алексея Пригорнева об особенностях проектирования городских улиц и дорог и задачах на среднесрочную перспективу.

– В настоящее время мало внимания уделяется своевременной подготовке проектно-сметной документации на развитие улично-дорожной сети, – отметил докладчик. – Проектирование городских дорог – это трудоёмкий и трудозатратный процесс, сроки проектирования и согласования должны быть от 8 до 12 месяцев в зависимости от объекта. Любое уменьшение сроков влияет на качество.

Что касается выполнения строительно-монтажных работ, то, по мнению Алексея Пригорнева, необходимо возобновить проведение авторского и технического надзора за строительством при обязательном применении лабораторного контроля. «На сегодня по непонятным причинам данные виды надзора не применяются на наших улицах, что приводит к неконтролируемым процессам при выполнении работ, – заметил докладчик. – Особенно это относится к валовому освоению средств на ремонтные работы, которые выполняются не по проектно-сметной документации, а по дефектным ведомостям, которые не предусматривают ни водоотведения, ни сопряжения с существующими улицами».

Другая не менее важная проблема – ремонтные работы по замене инженерных сетей. Необходимо разработать регламент по обязательному соблюдению технологии по восстановлению дорожного полотна владельцами коммуникаций. Пока все заинтересованы лишь в своих сетях, а восстановление дорожной одежды видят только в том, чтобы засыпать котлован ПГС и уложить слой асфальтобетона. Как результат – на улицах провалы и трещины.

Есть и позитивные моменты по применению новых технологий в дорожном строительстве. В проектах широко используются геосинтетические решётки, геотекстиль, поверхностные лотки для ливневой канализации, различные модификации подпорных стенок и др. Большой интерес представляет созданный специалистами ИрГТУ новый вид укатываемого бетона с использованием промышленного производства. А главное – появилось понимание у администрации и депутатского корпуса, что нужно возобновить финансирование дорог, выделять на них больше средств, чем в последние два-три года. 

Нынче государственная транспорт-ная лизинговая компания удовлетворила заявку Дорожной службы Иркут-ской области на поставку германского ресайклера для ремонта дорог. Машина весом 21 тонна может перерабатывать слой дорожной одежды от 10 до 50 см при скорости движения 2–4 км в час. Она срезает старое дорожное полотно, перерабатывает его с добавлением горячего битума и укладывает на дорогу. «Ресайклер может делать до 1 км дороги в день,– сказал в своём выступлении Юрий Чулочников. – При этом стоимость работ на 40% ниже традиционного способа». Машина способна дать за сезон 150 км, это пока единственный экземпляр в Сибири и на Дальнем Востоке. Дорожники сейчас обкатывают её вместе с немецкими специалистами.

– На конференции рассмотрены проблемы повышения долговечности индивидуальных объектов дорожного строительства, – отметил министр строительства и дорожного хозяйства Руслан Болотов. – По итогам будут выработаны методы, которые позволят не только повысить долговечность покрытий, но и проводить работы в более широком масштабе, развивать дорожную сеть в сельской местности. 

– Руслан Николаевич, недавно правительство области утвердило долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог Иркутской области на 2011–2015 годы». Насколько она будет обеспечена финансированием и что от неё можно ожидать? – понитересовались у министра журналисты.

– Базовая программа основана прежде всего на средствах областного бюджета, федеральных субсидиях и внебюджетных источниках инвесторов, которые заинтересованы в развитии своих предприятий и месторождений на севере области. Общая сумма на неё определена в пределах 9 миллиардов рублей. В концепцию включены затраты на строительство, содержание и капитальный ремонт. Принципиально важно, что всё это заложено в программе, хотя были годы, когда мы капремонт вообще не финансировали. Документ этот уже проходил неоднократные слушания, и я уверен, что будет утверждён Законодательным Собранием и в ближайшее время мы получим его окончательную редакцию. 

– Выступающие говорили о ремонте улиц и дорог Иркутска. Успеем ли привести их в порядок к юбилею города? Деньги на их ремонт выделены?

– На реконструкцию дорог выделено 950 миллионов рублей кредитных ресурсов. Средства эти на сегодня не выбраны по причине того, что не представлена проектно-сметная документация. Наша задача – в ближайшие сроки отработать с муниципалитетом эти документы, с тем чтобы провести торги и весной приступить к работам. Об этом говорили и выступающие на конференции иркутяне. Думаю, это подтолкнёт и заказчика в лице городской администрации, и проектировщиков провести тендерные торги уже в этом году. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры