Наши шаманы на берегах озера Тахо
Девять дней, с 5 по 14 октября, провели представители местных бурятских шаманов в Америке, в гостях у племён пайутов и уошо. Двое усть-ордынских тэнгри летали в Америку, на берега озера Тахо, в рамках сотрудничества и культурного обмена между бурятским народом и американскими индейцами по программе «Тахо – Байкал». Визит был ответным – в Иркутске и Усть-Ордынском уже побывали шаман племени уошо Мелан (1999 год) и представитель института «Тахо – Байкал» Боб Харрис (2009 год). «Иркутский репортёр» узнал подробности этой необычной поездки.
Как шаманов духи не отпускали
В жизни шамана просто так даже ложка со стола не упадёт. Скрытый смысл, важные знаки, указания от духов они видят во всех мелочах. И в Америку, к своим собратьям, духи предков долго не отпускали усть-ордынских шаманов. Изначально поездка была назначена на май. Но сорвалась, потому что неожиданно тяжело заболел Маха – один из представителей международной делегации, глава совета старейшин и негласный духовный лидер эхирит-булагатских шаманов Терентий Шабаев. Он увидел в этом недобрый знак и отказался лететь в Америку.
Совет шаманской общины выбрал новых делегатов – шаманов Александра Хантуева и Семёна Бабаева. Семён за лето сделал себе загранпаспорт, и окончательно поездку назначили на начало октября. Но духи продолжали водить шаманов кругами.
– Я не знаю, это мистика какая-то или разная ментальность с американцами, но сначала нам отказали во въезде в Америку, – посмеиваясь, рассказывает Александр Хантуев. – Дело в том, что, когда мы заполняли выездные документы, в графе «род занятий» мы указали «домашнее хозяйство», имея в виду личное подсобное хозяйство. Откуда мы знали, что по-американски нужно было писать «фермер»?! А для них человек, который занимается домашним хозяйством, – это безработный, который просто сиднем сидит дома. А по статье 214 американского закона об эмиграции запрещено пускать в Америку социально несостоятельных людей из-за больших проблем с незаконной миграцией, потому что таких людей ничего не держит и они могут остаться в Америке, получить гостевую визу и затеряться на просторах страны.
В посольстве шаманы уже прошли регистрацию, оставили отпечатки пальцев и сканирование сетчатки глаза, но когда добрались до анкет, сотрудники посольства отказали им в визе по статье 214 американского законодательства. Из посольства они вышли ошарашенные и первым делом позвонили Махе. Дело в том, что Маха кроме того, что очень сильный шаман, ещё и известный в округе и далеко за его пределами предсказатель.
– Мы ему говорим: «Посмотри-ка, что нас ожидает», – рассказывает Александр Хантуев. – Тот посмеялся: «В какой-то дурацкой бумажке напутали, а вы уже запаниковали». Потом перезвонил и говорит: «Всё будет в порядке, духи не препятствуют, дорога у вас открытая».
Шаманы вернулись в гостиницу и стали брызгать, бурханить, приносить подношения богам, духам предков, просить об удаче. И, видимо, несколько увлеклись: на следующий день, проснувшись, первое, что услышали из телевизора, – президент снял Лужкова с унизительной формулировкой. Шаманы только переглянулись и промолчали… Вечером того же дня они побурханили ещё раз.
– Семён говорит: «Что-то мы как-то не так побурханили, недостаточно. Лужков тут этот откуда-то взялся. Давай ещё раз». Мы вечером прошлись по другим богам, сказали правильные слова. Четыре дня нас продержали в Москве, но потом вызвали в посольство и буквально за полчаса всё оформили и выдали документы на руки.
Трудно сказать, насколько духи повлияли на ситуацию. Возможно, ситуацию разрулило то, что пунктуальные американцы не любят срыва запланированных программ: Эржена лично позвонила организаторам поездки в Министерство культуры и охраны природных ресурсов Калифорнии. Анкеты переделали, содрали с шаманов дополнительный визовый взнос в 130 баксов и наконец пропустили к трапу самолёта. Трансферт был извилистым – Иркутск – Москва (Домодедово), Москва – Франкфурт-на-Майне, Франкфурт – Сан-Франциско.
В Сан-Франциско они прилетели в 11 часов утра местного времени 5 октября.
Про безалкогольные обряды
В аэропорту шаманов встречал сам Боб Харрис. Поехали в сторону Невады через знаменитый мост самоубийц Золотые ворота, заночевали в горах в лагере скаутов и утром достигли города Миндена, конечной точки. В тот же вечер состоялась встреча со старейшинами племени уошо.
– Мы встретились прямо в ресторане при отеле. Их было полтора десятка, нас – я, Семён, Эржена и Боб. Познакомились, обменялись сувенирами.
– Обычно в вестернах и на канале «Дискавери» индейцев зовут пышными именами – Зоркий Глаз, Ветер-в-его-волосах, Танцующий с волками. У них действительно такие имена?
– Нет, и нам объяснили почему. Колонизация была направлена на истребление. Бизонов истребили – питаться стало нечем. Бледнолицие продавали индейцам заражённые холерой одеяла, отдавали зачумлённые куртки, дарили детям игрушки умерших от оспы. Индейцы вымирали племенами. Детей силой отрывали от матерей и помещали в интернаты, где запрещали говорить на родном языке. Кого заставали – делали надрезы на языке, избивали и наказывали. Нам потом вождь другого племени, пайутов, рассказывал, как давались новые имена: писали на бумажках вразнобой имена и отдельно фамилии всех президентов Америки, губернаторов, генералов. И по жребию давали. Так что у многих индейцев до сих пор «президентские» фамилии. Мы плотно общались с шаманом уошо по имени Дэнни – он провёл обряд перед нашим отъездом, на хорошую дорогу. Обряд он проводил прямо в квартале, в офисе, – это называется «резервацией», но на самом деле это обычные кварталы на окраине города, где компактно и обособленно живут индейцы.
Прибайкальские шаманы провели два обряда: в племени уошо, на берегу озера Тахо, в бухте Скунса, около священной для индейских племён горы Кейв-рок, и в племени пайутов, на берегу озера Пирамид. Ещё перед поездкой бурятские шаманы советовались с Махой, какой обряд проводить. Он посоветовал сильно не изощряться на чужой земле, чтобы не обидеть местных духов, и просто выразить местным божествам – хозяевам местности приветствие, почтение и попросить у них благословения. Обошлись без жертвоприношений – развели костерок, брызнули тарасуном и молоком, окурили местность яганга (богородской травой), которую Семён Бабаев собирал на священных землях своего рода, в селе Гушиты. Интересно, что сами индейцы в обрядах используют только воду и бурятских собратьев они строго предупредили: нельзя использовать никакого алкоголя, даже в обрядовых целях.
– Но мы им объяснили, что специально везли тарасун с берегов Байкала и обязаны им брызнуть на берегах Тахо. Они уступили, – вспоминает Александр Хантуев. – Этот тарасун попробовали только две индейские бабушки, мужчины лишь пригубили. А на берегу озера Пирамид брызгали молоком.
Как шаманам подарили кусок берега Тахо
Семён Бабаев сурово пояснил, что цели поездки были не совсем связаны с обрядами и шаманизмом. В основной программе стояли другие вопросы: сохранение и возрождение культурно-духовных ценностей, образовательные методики восстановления языков, защита священных мест.
Хотя шаманы племени пайутов и уошо говорили, что обряды бурятских тэнгри очень похожи на их обряды, больше никакого сходства между народами не наблюдалось. Внешне американские индейцы несколько похожи на бурят, но почему-то в массе значительно крупнее и темнее. Сходства языков нет – собственно, даже у самих уошо и пайутов разные языки. Немного похожа национальная музыка. А модные сейчас теории, что американские индейцы в древние времена пришли в Америку через Аляску с берегов Байкала, сами индейцы с негодованием отвергают: «Мы были здесь всегда и здесь произошли», – гордо говорят они.
Десять соток на берегу озера Тахо официально отведено под национально-культурный центр бурятского народа. Александру Хантуеву и Семёну Бабаеву показали это место – они говорят, что это очень красивый участок на берегу в лесу, со склоном каменистой горы. Очень похоже на Байкал. Участок находится на территории молодёжного международного лагеря. На нём планируется поставить юрту, обустроить традиционный бурятский двор – с амбарами, телегами, дворовой утварью.
Как шаманы не увидели Шварценеггера
В программу Боб Харрис включил посещение резиденции губернатора Калифорнии Терминатора.
– Видимо, очень многие интересуются, как работает Арнольд Шварценеггер, но экскурсии в его губернаторскую резиденцию организуют совершенно свободно, – рассказал Александр Хантуев. – Перед входом стоит здоровенный охранник. Мы спрашиваем: где, мол, Шварценеггер. А он отвечает, мол, сори, ребята, Арнольд Иваныч в России, с Медведевым вашим встречается. Мы расстроились, спрашиваем: как у вас тут насчёт сувениров? Он бросил пост, убежал куда-то и приносит целую кипу визиток Шварценеггера с телефонами, мол, звоните, если что случится.
Улетели на Родину шаманы без происшествий. Но духи встретили их очень тепло. Александр вспомнил, что они ровно сутки добирались обратно, но стоило им приземлиться в иркутском аэропорту, ещё самолёт не заглушил моторы, и включить мобильник, как он зазвонил и Александр услышал голос двоюродного брата: «Привет, ты где?». – «Да вот только из Америки…». – «Не важно! Покров прошёл, нужно ехать в деревню, без тебя никак».
И практически из аэропорта шаман попал не домой, а в родовую деревню своих предков, где в тот же день они с братом брызгали на сэрге – святое место рода.