Статусные потребители
В борьбе за клиентов Братские электрические сети пытаются вновь стать гарантирующим поставщиком электроэнергии
ЗАО «Братские электрические сети» (БЭС) продолжает оспаривать решение службы по тарифам Иркутской области, лишившей компанию статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. Кассацию по этому делу 2 ноября будет рассматривать Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибир-ского округа. Одновременно БЭС обвиняют существующего гарантирующего поставщика – ООО «Иркутская энергосбытовая компания» – в нечестной конкуренции и переманивании потребителей. В ответ на это специалисты Иркутскэнерго- сбыта указывают на разницу в стоимости электроэнергии между двумя компаниями и ссылаются на закон и правила функционирования розничных рынков электроэнергии.
Напомним, статуса гарантирующего поставщика электроэнергии Братские электрические сети лишились с 1 января 2010 года. Основанием для этого решения послужил тот факт, что компания не стала участником оптового рынка, как то предписано существующим законодательством. На том же основании гарантирующими поставщиками перестали быть ФГУЭП «Облкоммунэнерго» и МУП «Шелеховский энергосбыт». В этом статусе в их зоне обслуживания начал работать Иркутск-энергосбыт. Значительных изменений для потребителей это не повлекло, однако у них появился выбор между энергосбытовыми компаниями. А для Иркутскэнергосбыта статус гарантирующего поставщика означает лишь то, что он не вправе отказать никому, кто бы ни обратился к нему с просьбой заключить договор энергоснабжения, будь то юридическое или физическое лицо.
Разницы в цене электроэнергии между поставщиками для населения нет – её устанавливает областная служба по тарифам, она едина для всех компаний. А стоимость электричества для юридических лиц варьируется в зависимости от поставщика. Так, регулируемый тариф, по которому сейчас поставляется 20% электроэнергии для предприятий и организаций, для Иркутскэнерго-сбыта, «Облкоммунэнерго» и Шелеховского энергосбыта един (от 48,99 копейки до 87,74 копейки за кВт-час в зависимости от уровня напряжения, на котором поставляется электрическая энергия. – «СЭ»), тогда как у БЭС он выше на 15–20%. А итоговая стоимость электроэнергии, которая формируется с учётом рыночных цен, у Иркутской энергосбытовой компании является самой низкой в регионе. По словам руководителя Тулунского отделения Иркутскэнергосбыта Ирины Андрияновой, с 1 января она будет на 15–30% ниже, чем у «Облкоммунэнерго» (в случае, если они выйдут на опт), и значительно ниже, чем у БЭС. Поэтому в том же Тулуне договоры с новой энергосбытовой компанией заключили филиалы суда и прокуратуры, городское отделение Пенсионного фонда России и некоторые другие бюджетные организации, а также сеть аптек «Фармтрейд» и сеть АЗС «Некст». Всего в зоне обслуживания Братских электрических сетей сменить поставщика решили около 100 физических лиц.
ЗАО «БЭС», в свою очередь, решило вернуть себе статус гарантирующего поставщика электроэнергии и попыталось оспорить приказ региональной службы по тарифам в Арбитражном суде Иркутской области. Однако 19 апреля его иск не был удовлетворён. Та же участь 22 июля постигла и жалобу, которую БЭС подали в Четвёртый арбитражный апелляционный суд. Обе инстанции согласились с доводом о том, что приказ службы по тарифам не противоречит правилам функционирования оптового рынка электрической энергии в переходный период, а зарегистрированные компанией в торговой системе десять групп точек поставки электричества не охватывают всей зоны её деятельности. Тем не менее Братские электрические сети подали кассацию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, который рассмотрит её 2 ноября.
Параллельно БЭС обвиняют Иркутскэнергосбыт в переманивании потребителей и предоставлении им «не совсем правдивой информации». Такая формулировка содержится в статье, опубликованной в одной из тулунских газет, в которой Братские электрические сети называются «надлежащим поставщиком электроэнергии, приобретённой на оптовом рынке». В ней же приводится пример заключившего договор с Иркутской энергосбытовой компанией ОАО «Падун-Хлеб»: БЭС без предупреждения прекратили его электроснабжение на восемь часов в июне нынешнего года. По версии руководства Братских электрических сетей, хлебозавод не уведомил их о расторжении договора в установленные законодательством сроки. В этой коллизии теперь разбирается арбитражный суд. По утверждению тулунского издания, случаев, когда были расторгнуты договоры с БЭС, насчитывается уже около сотни. «Приток клиентов от прежних поставщиков в Иркутскэнергосбыт происходит повсеместно, это закономерный процесс; аналогичная ситуация происходит и в целом по России», – заметила на это Ирина Андриянова. И объясняется это просто: каждый потребитель имеет право выбора и выбирает ту компанию, которая способна предложить минимальные цены.